Признаки и сущность государства

Государство как политический институт

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин «государство» ото­ждествляется со страной или обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого термина: 1) государ­ство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид полити­ко-правовой организации власти общества. В политологии рас­пространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государ­ства:

• Теологическая концепция объясняет возникновение го­сударства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.

• Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения меж­ду подданными и властителями — как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская тра­диция называть правителя «царь-батюшка», «отец народа».

• Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.

• Договорная концепция основывается на том, что возник­новению государства предшествует естественное состояние об­щества и человека, характеризующееся неограниченной свобо­дой. Только после заключения общественного договора безгра­ничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

• Психологическая концепция исходит из того, что госу­дарство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

• Классовая (марксистская) концепция трактует государ­ство классовым по происхождению (появляется вместе с разде­лением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами сла­бых. Аналогичным образом трактуется и происхождение клас­совой эксплуатации.

Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.

Ирригационная теория связывает происхождение государ­ства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государства. Боль­шинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государст­во появляется в результате разложения родового строя, когда класть вождей обосабливается от общества. На этот процесс ока­зывали влияние разнообразные факторы: появление частной соб­ственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.

 

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).

1.Отделение публичной власти от общества, её несовпа­дение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной орга­низации, основанной на принципах самоуправления. Осуществ­ление публичной власти требует определенной организации — специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Со­временное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.

2.Наличие территории. Законы и полномочия государст­венных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство стро­ится на основе территориальной общности людей, а не по прин­ципам кровного родства или религиозным принципам.

3.Суверенитет. Это такое свойство государственной вла­сти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверени­тет (в контексте международных отношений), который предпо­лагает свободу государства от контроля извне.

4.Монополия на легальное применение силы, физиче­ского принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничто­жения человека. Для выполнения функций принуждения у госу­дарства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, поли­ция и т.д.), а так же органы — армия, полиция, служба безопас­ности, суд, прокуратура.

5.Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управ­ления и для материального обеспечения государственной поли­тики.

6.Организация общественной жизни на правовых нача­лах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью, решения которой обяза­тельны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая орга­низация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Сущность государства — главное, что обуславливает объ­ективную необходимость существования государства, а также ГО, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство, — классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономиче­ски господствующего класса (классовая сущность), оно одно­временно является организатором «общих дел», т.е. обеспечива­ет безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, по­рой антагонистические интересы, делая акцент на регулирова­нии потенциальных и реальных конфликтов как внутри государ­ства, так и вне его. «Снятие» функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между соци­альными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.