Типология политических режимов

При рассмотрении политической системы какого-либо го­сударства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим — это совокупность приемов, ме­тодов, форм, способов осуществления политической государст­венной власти в обществе, выражающих ее содержание и харак­тер. Это определенная структура властных институтов, полно­мочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

В современном мире можно говорить о 140—160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно про­вести классификацию:

1) по тому, в чьих руках находится власть;

2) по тому, как эта власть используется.

Одна из достаточно простых, широко распространенных классификаций политических режимов, основанная на этих кри­териях и широко применяемая сегодня, — деление их на демо­кратические и антидемократические.

 

Демократические режимы

Демократия (от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправ­ном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.

2) Периодическая выборность основных органов государ­ства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.

3) Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных лично­стей. Мнение большинства, выраженное демократическим пу­тем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшин­ства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выбо­ров и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении госу­дарством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демо­кратия делится на прямую и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредствен­но участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при от­носительно небольшом числе людей, например в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии зако­нов и проведении в жизнь социальных и других программ.

Тоталитаризм как исторический и политический феномен

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии евро­пейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими док­тринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира.

При первом приближении тоталитаризм характеризуют сле­дующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки:

- тотальный государственный контроль над обществом;

- всеобщая монополизация и централизация власти в ру­ках господствующего меньшинства;

- система жесткого полицейского террористического кон­троля над всеми гражданами;

- политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

- господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с госу­дарством;

- идеологизация общества и общественной жизни на осно­ве единой государственной идеологии;

- унификация и регламентация политической, обществен­ной и духовной жизни;

- ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

- ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуф­лированном виде, например, в нашей стране идея «единого со­ветского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно то­талитарные формы политической организации, социалистиче­ской системе присущи и гуманные политические цели. Так, на­пример, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развива­лась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Фашизм — право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охватив­ших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Ита­лии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению ве­личия Римской империи, установлению порядка, твердой госу­дарственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной иден­тичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, со­хранения существующего строя и осуществления своих импер­ских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социа­лизм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность на­правлена, прежде всего, вовнутрь — против собственных граж­дан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, про­тив других народов.

 

Авторитарный политический режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов по­литических режимов является авторитаризм. По своим харак­терным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не ре­гулируемых государством общественных сфер, особенно эконо­мики и частной жизни, сохранение элементов гражданского об­щества.

Авторитарному политическому режиму присущи сле­дующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носи­телей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, её неподконтрольность граж­данам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Автори­тарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необхо­димости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение поли­тической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме воз­можно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольно­сти властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмеша­тельство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономи­ку. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения безопасности, общественного порядка, обороны, внешней поли­тикой, хотя она может влиять на стратегию экономического раз­вития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения допол­нительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурент­ной электоральной борьбы.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость по­литики от позиции главы государства или группы высших руко­водителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность полити­ческого выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способ­ность обеспечивать политическую стабильность и обществен­ный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на реше­ние определенных задач, преодолевать сопротивление полити­ческих противников.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии — уже исчезающая категория авто­ритарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Ис­пания) монархии в принципе являются парламентскими демо­кратиями. Но когда говорят о монархизме как о подтипе автори­тарных государств, то имеют в виду монархии в наименее раз­витых странах, где монархи являются действительными прави­телями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

Каковы же условия возникновения режима авторитар­ной власти?

1. Социальный и политический кризис общества, выра­жающий переходный характер переживаемого времени. Для та­кого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модер­низацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.

2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, проис­ходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» су­ществования, лишенных собственности и видящих в государст­ве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по­вышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.

3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восста­новлению» социальной справедливости путем установления по­головного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра­га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен­ного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор­ганов государственной власти и основной военной силы — ар­мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобрета­ет бюрократия, без которой невозможно функционирование — более или менее успешное — исполнительной власти в услови­ях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условием возникновения авторита­ризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массо­вую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктатор­ский режим личной власти.

то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.

России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической эли­ты, характером власти. И так, в осмыслении содержания совре­менного этапа в жизни России необходимо учитывать всю сово­купность факторов, определяющих отсутствие прочного граж­данского мира и последовательность демократических преобра­зований.