Чувство справедливости и ее созидание

Нравственное чувство справедливости заявляет о себе прежде всего как возмущение несправедливостью. Когда мы сталкиваемся, образно говоря, с наказанием неви­новных и награждением непричастных, в нас возникает глубокий протест, мы чувствуем, что нарушен важней­ший принцип воздаяния по заслугам, и хотим восстано­вить попранный порядок справедливости. Каждый дол­жен получить то, что он заслужил, и, причем, в свой срок. Если вознаграждения и сроки путаются, то проис­ходит то, о чем пел В. Высоцкий: «А люди все роптали и роптали, а люди справедливости хотят: мы в очереди пер­выми стояли, а те, что сзади нас, уже едят!»

Нас приводит в ярость нарушение равенства там, где оно должно неукоснительно соблюдаться, и доводит до исступления ситуация, когда злодей властвует и торже­ствует, а добрый и хороший человек унижен, подавлен и проводит свои дни в бедности.

Хотя специалисты по этике уверяют нас, что «талион-ное право» — око за око, зуб за зуб — осталось в далеком прошлом, я позволю себе усомниться в этом. Массовое сознание, которое и является и нашим, дорогие читате­ли, чаще всего жаждет равного воздаяния за проступок, особенно если этот проступок намеренно жесток и со­знательно злокознен. В пределе это означает, что за ото-


Честность и справедливость __________

рванное ухо следует отрывать ухо, а за смерть платить смертью. И хотя современное просвещенное право стре­мится к полной отмене смертной казни, а за разбой и бандитизм дает тюремные сроки и назначает штрафы, множество людей по сей день продолжают видеть спра­ведливыми только наказания, приближенные к содеянно­му, когда преступник должен испытать те же страдания, что и жертва, а грабитель пережить все эмоции ограблен­ного. Мы не будем давать здесь оценку этой тенденции массового сознания и просто зафиксируем ее как факт.

Чувство возмущения несправедливостью — очень мощ­ное переживание, способное подвигнуть людей на бунт, революцию, создание тайных обществ и политических партий, на борьбу с несправедливыми законами, кото­рая длится порой всю жизнь. Справедливость — веду­щий лозунг всех революций, ради ее достижения жертву­ют собственным благополучием, личным счастьем, раз­витием способностей и даже самой жизнью. Погибнуть за правое дело — всегда было почетно. Народные герои, в той или иной форме отстаивающие справедливость, надолго сохраняются в исторической памяти, им ставят монументы, их имена дают улицам и городам.

Однако чувство справедливости, как всякое, впрочем, чувство, оказывается порой весьма коварным. На опре­деленном этапе борьбы за справедливость можно обнару­жить, что лозунг «Справедливость для всех» неявно под­меняется заботой о справедливости для себя, т. е. под справедливостью скрыто таится забота о собственном бла­гополучии и наиболее защищенных позициях: справед­ливо то, что хорошо... для меня! К сожалению, многие боевитые политические лидеры, говорящие о справедли­вости от лица народа, как только приходят к власти, на­чинают понимать справедливость именно таким образом, да к тому же не всегда отдают себе в этом отчет. Они предпочитают «заблуждаться», сохраняя иллюзию о себе как о радетелях общего блага.