Тема 8. Инфляция и антиинфляционная политика.

Сложности реализации фискальной политики на практике

Во-первых, это проблема времени. Между началом спада и моментом его распознавания происходит некоторое время, т.к. спад не сразу отразится на статистических показателях, к тому же их нужно еще собрать, обработать и проанализировать. Поэтому экономика может уже иметь трех- или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет опознан. Принятие официальных решений об изменении фискальной политики так же требует много времени. И, наконец, снова проходит время с момента принятия официальных решений, до того, когда принятые меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен.

Во-вторых, политические проблемы могут препятствовать проведению фискальной политика. Экономическая стабильность - не единственная цель правительственной политики в области расходов и налогообложения. Например, во время войны резко возрастают правительственные расходы, вызывая сильное инфляционное воздействие на экономику. В данном случае, победа над противником - более приоритетная цел по сравнению с поддержанием стабильных цен. Кроме того, увеличение налогов и сокращение социальных программ обычно сильно беспокоит избирателей и снижает престиж правящих политиков. Политики боятся непопулярных мер, т.к. в результате они могут потерять свои высокие посты и должности.

В третьих, существуют международные проблемы. Экономика любого государства - это часть мировой экономики. Экономическая обстановка за рубежом влияет на наш чистый экспорт, а значит, и на уровень совокупных расходов. Поэтому экономика подвержена действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут свести на нет все усилия внутренней фискальной политики.

Итак, мы рассмотрели три группы основных проблем, связанных с реализацией фискальной политики на практике. Это позволит вам представить картину реальнее и понять, почему правительство не всегда достигает поставленных целей.

 

Инфляция ("inflation" — от итал. "inflatio", что означает "вздутие") –устойчивый рост общего уровня цен во всей экономике, продолжающийся длительное время.

В этом определении важны следующие слова:

* устойчивая. Это означает, что инфляция — длительный процесс, долговременная тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен',

* общего уровня цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) — устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.

Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года и общего уровня цен предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. В качестве показателя общего уровня цен обычно используются дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен –отношение уровня цен одного года уровню базового года.

Потребительская корзина –набор наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющий основные потребности населения.

Стоимость потребительской корзины –денежное выражение потребительской корзины в ценах данного года.

Существуют разные критерии для выделения видов инфляции. В зависимости от темпа (уровня) инфляции, различают:

• умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3—4% в год считается нормальным явлением для современной экономики;

• галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;

• высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200—300% в год и более и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

• гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40—50% в месяц или более 1000% в год. Классические примеры гиперинфляции: ситуация в Германии в январе 1922 г. — декабре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, а в октябре 1923 г. цены ежедневно увеличивались в 3 раза и выросли за месяц на 32 400% (в короткие промежутки времени были зафиксированы темпы инфляции 10% в час); в Венгрии (август 1945 г. — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8 х 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Различные виды инфляции выделяют также в зависимости от ее причин и последствий.