Лекция №8. Эстетическое сознание. (Продолжение).

Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности (в том числе англ. эст – Бёрк).

Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Правильнее было бы переводить – оценочная способность. Важная способность – интуиция. Это индивидуальная способность, хотя она формируется культурой, но действует она как сугубо личностная.

Особая интегрирующая способность, которую осуществляет психика. Особость в быстроте работы вкуса. В чем работа вкуса можно представить через набор функций:

1. онтологическая функция – вкус как сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Актуализация вкуса актуализирует эстетическую реальность и включает в эту реальность человека. Двойная онтология – включение эстетической реальности и бытие человека в эстетической реальности. Вкус можно бы уподобить некой призме, вмонтированной в человека. Вкус создает реальное поле эстетического, в котором субъекту предстоит действовать. Вкус – это и событие (обеспечение существования эстетического события) и с другой стороны обеспечивает эстетическое событие субъекта. Когда реальность включается, вкус начинает работать дальше;

2. семиотическая функция вкуса: объект как знак эстетической информации, вкус – декодирующее устройство, которое прочитывает формы вещей. Вкус – ключ, чтобы пройти через предметные формы вещей и, удерживая видение этих форм, приблизить эстетический план объекта. Эта функция конкретна, исторична по своему характеру. Вкус как чуткий индикатор эстетической наполненности форм, линий, структур.

3. ценностно-интерпретационная функция: вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта и одновременно определяет принадлежность этого качества. Вкус сигнифицирует, означивает качество.

4. вкус как механизм, запускающий переживательные особенности восприятия эстетического. Посредством вкуса мы занимаем определенную позицию по отношению к тому, что переживается.

Реально, все функции осуществляются мгновенно. Вкус действует как некая органическая система, синтезируемая и синтетическая способность. Способность особого чувственного восприятия формы как выразительности.

Способность постижения и интерпретации ценностей. Способность переживания, отнесения себя в акте оценки. Все происходит посредством прямого схватывания реальности. Суть этого механизма передается словом "интуиция".

Вкус – это психическая способность человека через чувственное восприятие предметных выразительных форм интуитивно переживать и постигать эстетические ценности.

Вкус – двигатель, мотор, субстрат, энергетическая силовая установка. Действование вкуса сопряжено с другими элементами эстетического сознания.

Начнем с эстетической потребности, которая является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий.

Вкус – эстетический аппетит личности. Потребность трактуют как потребность в прекрасном, в особого рода информации. Закс – «это не точное, узкое понимание, ибо первично для человека не прекрасное, а сама эстетическая активность». Это потребность в актуализации эстетического отношения. Это потребность в получении эстетического удовольствия, которое, если однажды испытано, необходимо снова. Разного рода потребности: потребность в вещах, материальная потребность. Потребность – в необходимости вещества, материального объекта.

Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики.

Функциональные потребности – потребности в деятельности, активности. Эстетические потребности и есть потребности в такой активности – она есть только у человека со сформированной эстетической культурой. Потребность – состояние определенной системы, это чья-то потребность, потребность функционирования определенной структуры. В этом смысле – структура предшествует функции, активность формирует структуру.

Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.

3 уровня, стадии развития вкуса, это связано с тем, что это потребность в деятельности; если не удовлетворяется эстетическая потребность, эстетическая потребность – орган, который умирает в бездеятельности; если вы не идете навстречу этому зову, орган утрачивает способность деятельности, определенная духовная деградация.

0 – уровень (нулевой) – вкус во внутреннем в себе бытии – есть активное эстетическое побуждение, он просыпается. Здесь – отсутствие эстетической потребности.

1. Следующий уровень – устойчивая, регулярная, сильная эстетическая потребность – переживание готовых, известных эстетических ценностей. Вкус большинства людей – рецептивные, созерцательные отношения с миром.

Устойчивая потребность к созиданию новых ценностей, новых форм – это высший уровень – способность открывать новые ценности. Воспитать потребность невозможно, воспитывается вкус, но когда он сформирован, развивается потребность.

Но как, благодаря чему опознаются эстетические ценности? Красота – красотой и так далее.

Другой срез эстетического сознания – эстетические ценности, эталоны; ценности как матрицы, определяющие отношение человека к миру. Это информационное основание эстетического освоения мира. Информационная сторона эстетического сознания. Эталоны – содержание эстетической памяти личности. Чем больше эталонов, тем больше память.

Осмысленное восприятия любого объекта предполагает наличие некоего образца. Вкус начинает работать, перетасовывает эталоны. Двойственная природа эталонов. 1. Нужен некоторый предметный опыт человека: ребенок не может видеть красоты объекта, которого он никогда не видел.

2. Ценностно-смысловая сторона – эталоны маркированы в определенной значимости. Образцы трагических коллизий, прообразы форм.

Формы бессознательного, нерефлексирированного существования, латентные психические структуры. Здесь, пожалуй, можно употребить понятие архетипа. Со временем, архетипы осознаются и существуют как представления об определенных эстетических ценностях.

Здесь 2 источника: коллективная память, содержание эстетических традиций, к которым мы приобщаемся через эстетическую социализацию.

Затем – личные переживания, личный чувственный опыт. Коллективные эталоны – инвариантны, личные – вариация инвариантов.

Ценностные оппозиции:

развитый вкус – неразвитый вкус – в основе оценки – богатство, разнообразие эстетических эталонов личности к множеству общественных эталонов.

n/N Вкус тем более развит, чем больше эта дробь стремится к 1 и наоборот. N может быть меньше n, если человек создает некоторые новые творческие эталоны; общественный вкус развивается посредством творческих усилий отдельных личностей, индивидуальности художников. Новаторы вначале, затем становятся классиками. Существуют классические ценности, классические ценностные эталоны;

хороший вкус – дурной вкусдругая ценностная пара, здесь речь идет не о количестве, а о качестве. В обществе существуют разные эстетические ценности. Общество ревниво отстаивает созданную систему ценностей: здесь классовые, национальные эстетические субкультуры. Классицисты отрицали Шекспира; Буало прямо осуждал Шекспира, но наступает время, когда с классицистами начинают бороться романтики. Приближение к своей законной, одобренной системе ценностей.

Панки, битники, хиппи – отвращение к ценностям буржуазного общества; конфликт системы ценностей; вкусовые конфликты выражают эстетические противоречия действительности и динамику культуры.

С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному.

Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Кому-то интересен мир природы, кому-то – культуры, у кого-то – художественные интересы, у кого-то – нехудожественные.

Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную. Есть люди, которые в гармонии и тихой заводи найдут трагедию; эталоны – определенная иерархическая система, в которой есть свои доминанты и своя середина, и свои изгои. В культуре всегда было безобразное, но не всегда люди это замечали. Декаданс – своеобразный культ, тяга к безобразному.

2 момента всестороннего, гармонического развития личностного критерия развитости интересов:

а) универсальность интереса, полнота интереса – 1й критерий эстетической развитости.

б) взаимодействие интересов друг с другом, гармонические отношения.

Включение вкуса через потребность к эстетической активности. Эстетические интересы находят нужные объекты. Поиск ценностных эталонов и последний, четвертый, элемент, дополняющий вкус, – эстетические чувства.

Это не то же самое, что эстетические переживания, хотя они и близки, взаимооборачиваемы. Мы радуемся красоте, восхищаемся ею, трагизм – содрагаемся, страдаем; воспаряем в возвышенном. Наша эмоциональная реакция имеет некоторый автоматизм, но возможна ситуация, когда автоматизм кончится: у Гаргантюа родился сын, но умерла жена, и Гаргантюа плакал и смеялся одновременно.

Не только опознание, но и переживание ценности имеет матричную основу. Определенные способы, матрицы переживания, это и есть эстетические чувства. Вопрос о соотношении эстетических чувств и эстетических переживаний. Эстетические переживания актуальны, они существуют здесь и сейчас, они ситуативны, конкретная встреча с объектом.

Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные.

Переживания – сам опыт; чувства – априорная форма любого возможного опыта. Переживания конкретны, уникальны, неповторимы, единственны; а чувства носят обобщенный, инвариантный характер, в них запакованы ситуации разных переживаний.

Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Как они существуют психологически.

Чувства существуют как определенная эмоциональная предрасположенность человека переживать те или иные вещи определенным образом. Это некоторые устойчивые эмоциональные отношения, актуализирующиеся в определенных ситуациях.

Чувство юмора – возможность переживать комические ситуации, программа актуализации комизма через переживание.

Чувство – обобщенные и свернутые переживания. Переживание – актуализирует чувства. Что первично? Вообще-то переживать, если нет чувства – нельзя. А откуда чувство? Невозможно говорить о чувстве до какого-либо первичного переживания. Вначале – практика, потом – опыт.

Чувства как свернутая деятельность переживания.

Это возможно благодаря социальным связям человека с другими людьми. Мы попадаем в поле переживаний других людей, когда мы формируемся. Поэтому важная сторона эстетического переживания – погружение в эмоциональную среду, заражение.

Связь с созерцанием и неутилитарность чувства по своему характеру – другие особенности эстетического чувства.

Стабильность, сила, устойчивость эстетических чувств, но и обнаружение этого в переживании. Важна и глубина переживания и глубина чувства. Умеем ли мы схватить суть вещи?

Будучи эмоциональными по природе, эстетические чувства связаны с интеллектом; Выготский, "Умные эмоции".

Эстетические чувства, последнее, могут быть более или менее творческими. Расширяемость, пластичность, метаморфозность чувств. И информационный, и энергетический момент, основа эстетического освоения мира.

Пропускаем эстетическое самосознание – надстройка всякого сознания, способность осознания самого себя, вся эта структура начинает себя понимать. Это на самостоятельное изучение. В следующий раз – содержательный план эстетического отношения: основные эстетические ценности.