Французская пресса от Наполеона I до революции 1948 года

Ритм

Один из существенных моментов композиции — ритм. Уже в эпоху Возрождения ритм считался одной из трех задач, решаемых в построении картины. Суть всякого ритма заключена в повторе элементов. На снимке ими могут быть линии, формы, световые и тональные пятна. Фотография часто фиксирует готовые ритмы окружающей реальности, будь то ряды марширующих солдат, колоннада здания или лодки у причала. Наблюдательный фотограф способен отыскать множество сюжетов с подобными механическими повторами.

 

 

  1. Французская пресса в эпоху Наполеона I

В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журна­листики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт(1769— 1821). Он родился на средиземноморском острове Корсика в небогатой аристократической семье. Окончив Королевскую кадетскую школу в Па­риже в звании младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон стал про­фессиональным военным.

В годы Французской революции он выдвинулся как талантливый полководец, стремительно пройдя путь от поручика до генерала. 9 но­ября 1799 года (что соответствовало 18 брюмера VIIIгода по респуб­ликанскому календарю) Наполеон совершил государственный пере­ворот и провозгласил себя первым консулом Франции.

Став первым консулом Франции, Наполеон спустя два месяца, 17 ян­варя 1800 года(27 нивоза VIIIгода по республиканскому календарю), опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.

Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому па­раграфу декрета, из семидесяти трех газет, выходивших в то время в Париже и ближайших пригородах, закрытию подлежали шестьдесят. Оставшиеся тринадцать газет подлежали строгому контролю фактичес­ки предварительной цензуры. Впрочем, Наполеон не употреблял слово «цензура», предпочитая пользоваться эвфемизмами, и лицемерно на­зывал должность цензора постыдной.

Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше(1759-1820) следить за прессой, редакторами газет и предос­тавлять доклады о провинциальной печати.

Третий параграф запрещал создание каких бы то ни было новых га­зет — как в Париже, так и в провинции.

Консульский указ о газетах был первым в чреде многочисленных указов, декретов, ордонансов Наполеона в отношении прессы и озна­меновал начало нового этапа в развитии французской журналистики.

Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала Le Moniteur Universel («Монитер универсель» — «Всеоб­щий инструктор»). Ее основал в 1789 году, на заре Французской рево­люции, известный издатель и журналист Шарль Жозеф Панкук(1736 — 1798). На ее страницах стали публи­ковать указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, кото­рые вела наполеоновская Франция, и полемические статьи против зак­лятого врага Наполеона — Англии.

Наполеон кардинально переосмыслил авторитарную модель печа­ти, зародившуюся в середине XVII века при участии короля Людо­вика XIII,кардинала Ришелье и Теофраста Ренодо, и, по мере укрепле­ния своей власти, вывел ее на принципиально новый уровень. Впервые в истории мировой журналистики сформировалась вертикальная сис­тема управления прессой из единого центра.

Прессе Наполеон придавал огромное значение. «Четыре газеты смо­гут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал он. Ежедневно Наполеон читал ведущие французские и зарубежные га­зеты, часто сам писал статьи — преимущественно в Le Moniteur.

В 1800 году была принята новая конституция Франции, где уже ни­чего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса оконча­тельно потеряла независимость.

Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. Наполеон объяснял это так: «Если я перестану держать печать на вож­жах, я не останусь у власти и трех дней». В 1801 году было создано бюро общественного настроения — с одной стороны, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона, с дру­гой стороны, для сбора информации об отношении французов к режи­му Наполеона — сначала первого консула, а затем, с 1804 года, импера­тора.

Наполеоновскими декретами от 8 февраляи 17 сентября 1811 годазакрывались все парижские газеты, кроме четырех: Le Moniteur Universe, Journal de Г Empire («Журналь дель ампир» — «Газета империи»), Journal de Paris («Журналь де Пари» — «Газета Парижа») и La Gazette de France («Ля Газетт де Франс» — «Газета Франции»). Эти оставшиеся газеты были объявлены собственностью государства на том основании, что за дол­гие годы существования они уже принесли достаточно дохода своим владельцам.