Французская пресса от Наполеона I до революции 1948 года
Ритм
Один из существенных моментов композиции — ритм. Уже в эпоху Возрождения ритм считался одной из трех задач, решаемых в построении картины. Суть всякого ритма заключена в повторе элементов. На снимке ими могут быть линии, формы, световые и тональные пятна. Фотография часто фиксирует готовые ритмы окружающей реальности, будь то ряды марширующих солдат, колоннада здания или лодки у причала. Наблюдательный фотограф способен отыскать множество сюжетов с подобными механическими повторами.
- Французская пресса в эпоху Наполеона I
В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журналистики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт(1769— 1821). Он родился на средиземноморском острове Корсика в небогатой аристократической семье. Окончив Королевскую кадетскую школу в Париже в звании младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон стал профессиональным военным.
В годы Французской революции он выдвинулся как талантливый полководец, стремительно пройдя путь от поручика до генерала. 9 ноября 1799 года (что соответствовало 18 брюмера VIIIгода по республиканскому календарю) Наполеон совершил государственный переворот и провозгласил себя первым консулом Франции.
Став первым консулом Франции, Наполеон спустя два месяца, 17 января 1800 года(27 нивоза VIIIгода по республиканскому календарю), опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.
Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из семидесяти трех газет, выходивших в то время в Париже и ближайших пригородах, закрытию подлежали шестьдесят. Оставшиеся тринадцать газет подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Впрочем, Наполеон не употреблял слово «цензура», предпочитая пользоваться эвфемизмами, и лицемерно называл должность цензора постыдной.
Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше(1759-1820) следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати.
Третий параграф запрещал создание каких бы то ни было новых газет — как в Париже, так и в провинции.
Консульский указ о газетах был первым в чреде многочисленных указов, декретов, ордонансов Наполеона в отношении прессы и ознаменовал начало нового этапа в развитии французской журналистики.
Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала Le Moniteur Universel («Монитер универсель» — «Всеобщий инструктор»). Ее основал в 1789 году, на заре Французской революции, известный издатель и журналист Шарль Жозеф Панкук(1736 — 1798). На ее страницах стали публиковать указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, которые вела наполеоновская Франция, и полемические статьи против заклятого врага Наполеона — Англии.
Наполеон кардинально переосмыслил авторитарную модель печати, зародившуюся в середине XVII века при участии короля Людовика XIII,кардинала Ришелье и Теофраста Ренодо, и, по мере укрепления своей власти, вывел ее на принципиально новый уровень. Впервые в истории мировой журналистики сформировалась вертикальная система управления прессой из единого центра.
Прессе Наполеон придавал огромное значение. «Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал он. Ежедневно Наполеон читал ведущие французские и зарубежные газеты, часто сам писал статьи — преимущественно в Le Moniteur.
В 1800 году была принята новая конституция Франции, где уже ничего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса окончательно потеряла независимость.
Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. Наполеон объяснял это так: «Если я перестану держать печать на вожжах, я не останусь у власти и трех дней». В 1801 году было создано бюро общественного настроения — с одной стороны, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона, с другой стороны, для сбора информации об отношении французов к режиму Наполеона — сначала первого консула, а затем, с 1804 года, императора.
Наполеоновскими декретами от 8 февраляи 17 сентября 1811 годазакрывались все парижские газеты, кроме четырех: Le Moniteur Universe, Journal de Г Empire («Журналь дель ампир» — «Газета империи»), Journal de Paris («Журналь де Пари» — «Газета Парижа») и La Gazette de France («Ля Газетт де Франс» — «Газета Франции»). Эти оставшиеся газеты были объявлены собственностью государства на том основании, что за долгие годы существования они уже принесли достаточно дохода своим владельцам.