Шарль Фурье

17772 – 1837

Родился в Безенсоне. Отец – оптовый торговец, но уже в 7 лет, Фурье дал себе клятву, что никогда не будет заниматься торговлей. У него были способности к наукам, но отец мешал ему заниматься) хорошо учился, играл, рисовал, память хорошая была. Его отправляют в Торговый дом, откуда он сбегает. Возвращается в париж только в 90е годы, страмиться заниматься науками, увлекается юриспруденцией. Но т.е. надо думать что есть, отправляется опять таки в этот леонский торговый дом. Потом он все же открывает торговую палату, вовлечен в контрреволюционный мятеж, заключен – освобожден. В 1794 – 96 – служит в армии, показывая себя преданным и исполнительным солдатом. Возвращается в Леон, вынужден заниматься торговлей. Но цель – не обогащение. Все свои деньги он ставит на службу обществу. В начале своей самост жизни делает открытие, когда возвращался в париж он обнаружил момент – обедал в харчевне и увидет что один продает за 15 сут яблоко, он был в шоке, потому что в другой местр=ости за 14 продавали кг. Это было открытием. С Этого момента он возненавидел капитал, из спекулятивной деятельности. Брошюра – о торговом шарлотанстве. Критика шалотанства была посвящена критике торгового капитала, сравнивает с минотавром, пожирающим все на пути. И ему противоставляет собственника- труденника. В интерессах большинста трубует ликвидации крупного капитала. Но жействительность опровергала схемы просвятителей. Ккакое ПС, когда Ч не имеет гарантии – права на труд. Фурье анализирует общественные проблемы методом естественных наук.

В серезине 19 века эта методология утвердиться.

Веря в силу научной теории – проект нового общетва на научной основе – социетарное общество – в произведениях «трактат об ассоциациях», новый хозяйственый и социетарный мир», исторически подходит к обществу. Считает, что эволючция человечества от простого к сложному происходит благодаря общественному прогрессу, - смена экономических укладов

Он выделяет – первобытный строй – дикость – патриорхат (феод общество ) – варварство – цивилизация.

Сравнивет эти уклады с жизнью организма. Выделяет рождение, дество, упадок, старость – это аналогично общестттву. Цивилизация – старость, стадия упадка.

Необходимо полное обновление.

Социэтарный строй – наличие крупноготоварного производства. Так же это развитие науки, юридические гарантии политических свобод (включение всего населения, его участия в изсирательном праве, необходимо уравнять в правах и мужчин и женщин, степень общественного прогресса зависит от эмансипации женщин)

Он подчеркивает необходимость создания общественного характера труда.

Фурте говорит что под тяжестью достижений общество может прийти к упадку.

Когда в обществе кризис – тогда и революция.

Верит в роль личности истории. Оперирует к просвященным собственникам, которые готовы потратить капитал чтобы служить обществу.

Учение о человеческих страстях . Он утверждает, что все люди притягиваются к друг другу, но жто притяжение по страсти. Чтобы понять факторы изменения общества нудно изучать существующие в обществе страсти, интересы. Страсти зщаложены Богом еще до мышления, с целью изучения их удовлетворения, их нужно классифицировать, систематизировать. Древо страстей. Зависимость между игрой страстей и материальном миром людей. Собственники обречены на удушение чувств ( стремление к обогащению, корыстность) люди труда – влекомы только дивотными страстями. Буржуазное общество – общество эгоистов.

Значение – это необходимо чтобы изменить практику. Учение о страстях – 1я попытка создать психологию общественного труда и быта, это учение связано с теорией естественных прав.Сотциэтарный строй – общество с всеобщим процветанием и благосостоянием – изобилие продуктов, которое не привидет к спекуляции ( Фурье ошибался в обществе если будет изобилие продуктов, то люди перестанут быть жадными, исчезнет спекуляци) будет мир без насилия, к труду не принуждают – труд – это потребност, которую он может реальзовывать из способностей. Чтобы труд из обязанности в потребность – тоже сможет наука. Сделать производство эстетически привлекательным., механизация, меньше тяжелого труда. Предлагал специализацию – каждый должен выполнять конкретную работу – часть механизма, выступал за кооперацию рабочих. Частую смену видов деятельности 9 чтобы труд не превратился в рутину), состязательность ( духовные стимулы, чтобы трудящиеся стали стрмиться к тому, тчобы холошо работать, он пытается создатьнеэкономические стимулы привлечения к труду, в соответствии с их страстями)

Каждый вид деятельности не более 2х часов. Ну и материальные стимулы тоже ( экономические способы принуждения) предолагает создать общество – союз ассоциаций, все общество должно состоять из пром ассоциаций (фаланги) каждая фаланга формируется так – каждый вносит туда вклад.

Фаланга живет в валансаре – где и работа, и дела, столовая, спортзалы..фалансер может состоять из отдельных помещений, которые соеденены.

Жилые помещения должны сдаваться. Все пистаются в общественной столовой. Ликвидация разрыва между городом и деревней.

Политический строй – главное – самоуправление. Общество опирается на самоуправление фаланстеров. Центральная власть реализуется ареопагом – высший хоз совет опирается на общественное мнение, рек хар-р , координирует деятельность ассоциаций. Создание нового мира следует осуществлять поэтапно

1) Социантизм – простая промышленная ассоциация, еще сохраняются эк различия между людьми – стимул у трду важно

2) Гарантизм – переходный период – сохраняются отдельные хазяйства в сельской местности

3) Гармонизм – это в общем коммунизм – отсутствует частное хозяйство, земельное владение, все общее. Равенство между людьми, на этом этапе допускается упразднения института брака.

Сам фурье тлже создал Опытный Фаланстер. Недолго существовал. С этого момента состояние его ухудшилось. Умер.