Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Осмысление военной темы в русской прозе XX века: проблематика, жанровое своеобразие, специфика героя.

В период Великой Отечественной войны культивировались следующие прозаические жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы. Здесь особо отметим пламенную публицистику А.Н. Толстого и И.Г. Эренбурга, рассказы М.А. Шолохова, роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия» и др. В это время также развивается исторический роман (С. Бородин «Дмитрий Донской», С. Голубов «Багратион», А.Н. Толстой «Пётр Первый»).

В первую очередь в освещении нуждалась подлинная героика фронтовых событий. Весь ход войны, её эпизоды и факты, облик людей, защищающих родину, получали широкое освещение в документальных очерках, которые заняли одно из ведущих мест в литературе войны. В то же время война настолько выкристаллизовывала события и характеры, что часто не требовалось образного переосмысления действительности, чтобы раскрыть смысл реальных эпизодов и биографий. Следуя строгой документальности, писатели стремились дать подлинным фактам художественную трактовку и психологическую мотивировку. Первой ступенью на этом пути были литературные записи подлинного рассказа, в который вводился образ рассказчика. Здесь по праву особое место принадлежит Алексею Николаевичу Толстому (1882 – 1945), автору более чем 60 статей и очерков; Леониду Максимовичу Леонову (1899 – 1994), Василию Семёновичу Гроссману (1905 – 1964), Михаилу Александровичу Шолохову (1905 – 1984).

Публицистический жанр оказал влияние на художественную прозу, основывавшуюся на подлинных фактах и событиях военной действительности. А.Н. Толстой, К.М. Симонов, В.С. Гроссман и др. авторы лишь расширяли подлинные обстоятельства, дополняя детали и биографии героев. Следствием влияния публицистики на художественную прозу явилось возникновение новой жанровой формы очерка-рассказа: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого, «Морская душа» Л.С. Соболева.

В годы войны, когда возникла опасность уничтожения русской культуры и русского языка, особое значение приобрела проблема национального характера. Интерес к проблеме развития национального самосознания отразился уже в самих заглавиях произведений: «Русский характер», «Русская сила», «Разгневанная Россия» А.Н. Толстого, «Слава России» Л. М. Леонова и др.

Первые повести о войне стали появляться с 1942 года. В них крупным планом изображались конкретные люди - участники боёв, защитники Москвы, Сталинграда и др. городов и сёл.

Исследователи отмечают, что предпочтение в военной прозе отдавалось героям, представлявшим не столько качества отдельной личности, сколько всеобщие, типичные свойства широкой народной массы. Характеры литературы того времени очерчены крупно, резко, обобщённо, без психологической обусловленности и индивидуализации. Эпически приподнятому и обобщённому изображению соответствовал и образно-стилистический строй героической повести военных лет, тяготеющей к героико-романтическим и патетическим формам. Проза военных лет широко использует символические образы и мотивы, приёмы песенной лирики и былинного эпоса. Авторы не отделяют себя от героев и событий, их прямая речь органично входит в повествование, придавая ему эмоциональную взволнованность и лирическую насыщенность.

Литература, посвящённая теме Великой Отечественной войны, представляет собой полную драматизма историю поисков истины о войне - во имя павших и живых. В своих благородных исканиях она опиралась на традиции Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»).

Особое место в освещении темы Великой Отечественной войны занимают шолоховские рассказы, в которых автор стремился к философскому осмыслению военной проблематики. Одним из самых интересных произведений писателя в этом жанре является рассказ «Судьба человека» (1956).

Это небольшое по объёму послевоенное произведение отличается исключительной ёмкостью: оно отразило целый пласт русской жизни и многие искания прозы. Особенностью рассказа является его поразительная правдивость, стремление автора раскрыть трагедию русского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

Центральная сюжетная часть произведения несколько отличается от авторского зачина и концовки, что подчёркивается особым композиционным приёмом - заключением в рассказ рассказа. Последний носит индивидуальный характер, а местами начинает походить на бессловесный вопль, когда человек не находит нужных слов для передачи своего горя. Но эта исповедь принадлежит отнюдь не сентиментальному, но мужественному человеку, и читатель понимает, сколько понадобилось ему душевных сил, чтобы довести повествование до конца.

Очень удачным оказался сам выбор героя. Андрей Соколов - выходец из народа, чью несгибаемую силу он ярко символизирует. Но Шолохов раскрывает судьбу отчётливо индивидуальную, неповторимую, хотя сам рассказчик нередко старается подчеркнуть типичность того, что с ним случилось. Это намерение заявлено уже с первых слов его повествования: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии…». Интонация звучит спокойная, доверительная, и пока ничто не предвещает трагедийной цепи обстоятельств.

Соколов прошёл по жизни, вынеся несметные мучения и страдания: голод двадцать второго года, тяжкий труд на Кубани, гибель дома и семьи, зрелище бесчисленных смертей, невыносимый плен, убийство предателя, смерть сына. Но всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибает в рабском поклоне спины. В этом плане особой выразительностью отличается мужественный поединок с фашистским комендантом. Сила духа Соколова оказалась столь значительной, что даже закоренелый садист, избивавший с диким хладнокровием беззащитных людей, был поражён человеческой стойкостью.

Потрясает финал шолоховского рассказа. Все испытания перенёс солдат, но раны на сердце не зарубцевались, душа осталась обугленной, казалось бы, уже навсегда. Но неожиданно происходит встреча с ребёнком, случайным «осколком войны». И читатель поражён той высокой мерой любви и сострадания, которые, оказывается, ещё живут в душе Андрея Соколова, вызывая ответный отклик в сердце мальчика. И вот суровый мужчина берёт под своё крыло «мелкую птаху». Нота великого гуманизма звучит в конце рассказа, являя перед читателем, перед всем миром торжество Человека. Не судьба, как встарь, одолела его. Это он подчинил себе фатум, утвердив право называться своим гордым именем. Мужественное жизнеутверждение достойно завершает потрясающий трагизм этого произведения, вызывая катарсис (очищение) в душе читателя и твёрдую веру в светлые начала бытия. Мальчик, неожиданно обретший своего «папку», глядит на окружающий его мир «светлыми, как небушко, глазами».

(Необходимо добавить анализ рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»)