Бендамен Констан

Основные положения Бентамовской критики естественного права

1) Различение права и закона приводит к их противопоставлению, а значит придению закону – ест – пр смысла. Задача оценивать законы по их последствиям, а не по тому, как они справедливы.

2) Критикует теорию общественного договора. Разделяя мнение Гегеля, что Г возникает на определенной ступени развития чел общества, переход к нему неизбежен

3) Сипатизирует респубдлике. Но к теории разделения властей относится осторожно, привности изменения – власти независимые друг от друга ( как это в теории Монтескье) отдельно существовать не может. Настаивает на их кооперации. Если бы они были независимы, между ними были бы столкновении.

4) Относительно англии за однопалатный парламент ( за упразднении палаты Лордов)

5) Сторонник расширения демократии

a. Расширение избирательного права ( в англии в 30е годы реформы избирательного права. В их разработке участвовал сам Бентам, предоставлено женщинам избирательное право)

b. Создание свободной прессы, публичных собраний

c. Разработки механизмом контроля за властью со стороны общества

6) Направление д-ти самого государства связано с обеспечением безопасности личности

7) Все ф-ии Г можно характеризовать охраниьтельными.

У государства нет прав навязывать Ч счастье, или его представление.

Назначение политики – опирается на принцип пользы, служит для организации личностных и общественных интересов.

Новое отношение к противоречиям (Гегель благословил противоречия, опирался на диалектику, их борьба к синтезу и выходу на обущю ступент) В общзестве мысль, тчо противоречия вредны, они способствуют конфиликтам, которые конфликт тормозят. Задача Г – преодоление противоречий между личностью и обществом. Создание условий, при который возможно было бы сочетание лчичного и общественного

Заслуги Бентам – способствовал преодолению рудиментов в праве англии. Он стремился привести в соотвтетствие зак-во с произошедшими капиталистичесми изменениями

Его теория обосновывает дальнейшею демократизацию. Идеал – даже не республика – а деспократия – строй, при котором соблюдаются законы, удовлетворяются интересы индивида.

В теоретическом плане оказал влияние на юр позитивизм.

Он показывает что никакие абстактные принципы не могут сравнить с требованием счастья людей. Все абстракции должны быть поставлены на удовлетворение стремления к счастью.

Фр либерализм второй половины 18 – нач 19

1767 – 1830

Творчество на падение Наполеона, реставрацию Бурбонов,

«Курс конституционной политики», др статьи.

Был в парламенте долгое время. С 30 г председателем совета

Главное – личностный аспект и индивидуальная свобода – независимость и безопасность. Анализирует предш положения о свободе. Говорит, что античное понимание о свободе – устарело ( там на первое место ставился институциональный аспект ) человек мб свободным активно не участвую в полиики, наличие общего избир права не так важно, свобода в дргом, в линчой самостоятельности человека. Право влиять на гос-во должно быть созранено во имя сохранения свободы.

Такой человек, который хочет абстрагироваться – подобен безумцу, который решил построить домик на песке без фкндамента, считая что будет дить на 2м этаже. Человек должен обладать возможностью влиять на власть, иначе последняя борзеет

Можно не участвовать в полит жизни, но активная гр позиция должна быть всегда. Есть что то не удовлетворяет необходимо высказыаться свою точку зрения!

Люди способны без помощи внешней силы (государства) обеспечить себе сущ-е если Г обеспечивает индивидуальную свободы ( негативно относится к теории Руссо, о народном суверенитете, граниче г-ва заканчивается там, где начинается частная жизнь лица) Как и Бентам обосновывает необходимость постоянного гконтроля над властью со стороны общества. Границы власти должны быть определены в законе, компетенции. В пределе своем Государство должно иметь власть неограниченную

Полит идеал – конституционная монархия ( поскольку жил какое то время в Республики) Для кооперерации властей (Бентам) необоходима власть монарха как нейтральная.

МОДЕРНИЗАЦИЯ теории разделения властей. Монарх -= нейтсральная власть – вне 3х ветвей властей ( клс теория – монар- гл исполнительной власти) это важный момент в организации власти

Констан утверждает, что важный принцип за кд-ти – обеспечение зак-ти и интересов отдельных чатных лиц. Он сыграл ту же лроль что и Бентам – сохранение достижений буржуазной революции, и бороться за установление монарихического строя

Историческая школа в германии

Реакция на фр революцию, консеравативный хакрактер

Теоретическое значение

К.Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухта ( влияние Кюфендорф так же оказал, ввел такой термин как эстетика)

Период зарождение – время, когда германия решала задачи национального объединения, 30летняя война услугубила раздробленность. С одной стороны была понятно необходимость либеризации

Преобразования на побережьях Рейна они казались слишком быстрыми этим товарищам, и населению какзлись чудыми. Буржуазия ешще нерешительна, боиться опираться на широки массы, германия была в основном феодальная

Произведения

Савиньгь 1779 – 1861 «Право владения» 6 томов – «Система современного римского права»

Пухта – 1998 – 1846 «Курс институции», «»Обычное право

Г. Гуго 1764 – 1844 «Учебник естественного права как философии позитивного права», статьи«закон и суд не единственный источник юр истин»

Критика естественного права

1) О праве складывается представлении об искусственной конструкции. Человек сам создает право и ломать как хочет, субъективный преобладает над объективными качествами. НЕЛЬЗЯ воспринимать право как еискусственную конструкцию, иначе субъективизм в праве

2) Естественное Право политически заангражироанная категория. Использовав категорию естественное право можно доказывать в политики любые интересы ( Аквинский например, обосновывает естественность монархии, Спиноза – демократия лучная форма правления, т.к. все равны как и в естественном состоянии)

С т зр ист шк – говоря о происхождении права, надо иметь ввиду, что право возникает СПОНТАННО, ЕСТЕСТВЕННО, Гуго связывает право с языком. – изменения в языке – не придумываются, потом уже ученые фиктируются, придают статус, а сам изменеия диктует жизнь, в общении. Так и и право – самостоятельно и спонтанно меняется, путем стихийного изменения норм человеческого общения, добровольно принимается народом. Роль законодательства – пассивная, просто фиксирует новые нормы общения, ниче нового не придумывает.

Источник права – недра национального духа, из него появляется право

Савиньи – ед местом пребывания права – общее сознание народа, право дивет в сознании всего народа. Общеполагающее понятие – ассоциация права с культурой ( сам термин культура в 18 веке используется редко, заменятеся понятием Дух)

Праов связано с неюридическими социальными нормами, нормами регилигозными, нравственными, все социальные нормы и юр и не юр взаимосвязаны.

Появление юр норм и институтов как объективный процесс, в противовес субъективному. Эволюция в соответствии с временем. Эволюция права – органический процесс.

Савиньи выделяет несколько этапов органической жволюции права

1) Из недров нац духа – обычаи и традиции

2) Оно делается предметом интереса ученых правоведов, при этом не теряет свою связь с традицие и обычаем

3) Право становится правом позитивным, т.е. частью законодательства, делается вывод – придуманная правовая система, искусственно созданная, не привьется народу, если она не обоанована народным духом. Народ всегда найдет способы, чтобы такую конструкцию разрушить. Не следовать ей. Выразить такую ситуация можно так – право имеет историю, зак-ль должен с этим считаться

Изъяны концепции

1) Право постулирует неизменностью национального духа, прогресс в праве медленный

2) Отрицание прогресса на рациональной основе. Представители против всякого формированного развития, против развития быстрого

3) Оправдание всех властных институтов, какими бы консервативными они не были.

4) Право на революцию отрицается, отрицается так же и принцип разделения властей

Плюсы

1) В теоретико – методологическом влиянии (савиньи основоположник истории государства и права.

Социализм в 19 века.

С эпохи возрождения - вспомнить все!)

Критерии сравнения Утопический социализм эпохи возрождения и посвящения Первая половина 19 в
Условия формирования Время, когда буржуазные отношения только формируются. Создаются на основе метафизической концепции познания права Расцвет капитализма, начало промышленных революций, Диалектическая методология
Преставление об основополагающих принипах права равенство Уничтожение классовых различий, приоритет фактического равенства Примирение классовых антогонизмов, равенство понимается как равенство в сфере применения людьми своих способностей.
Пути достижения всеобщего благоденствия 1) Обязательный труд и принудительный 2) Сведение к минимуму всех потребностей 3) Создание командно – административной системы 1) Ставка на достижения науки и техники, использование достижений науки и техники 2) Превращение труда не в принуждение а в удовольствие 3) Возвышение человеческих потребностей, а не умаление 4) Развитие самоуправления
Отношения к капитализму Борьба с пороками капитализма, возврашение к принципам раннего христианства, Критика сочетается со страмлением использовать достижения капитализма. В науке и технике, крупный капитал