Учение Морелли

Жан Мелье

Он четко выражал мысли, которые волновали всякого простого человека.

«завещание» - единственное произведение, критикует существующий строй, она не против капитализма, а против феодального строя, не строя в целом, а конкретных лиц. Мишень – чиновники, сборщики налогов, феодальная аристократия. Буржуазия – мелкая и средняя, поэтому он ее не критикует. Она ассоиируется с тружеником. А феодальная аристократия, которая дб преобразована.

Идеал арифметического равенства. Все равны от природы. Все в равной степени имеют право жить, на свободу.

Несправедливость – эксплуатация. Мелье использует простые обороты в своем произведении, чтобы показать низость аристократии.

Критика налогового гнета. Требование – его уменьшение.

Социальный идеал Мелье – крестьянское общинное братство, крестьянское коммунистическая утопия. Все общество должно состоять из коммун. Она статична, все живут не ради прогресса, а ради выживания.

Обязательный труд, отсутствие ч/с. Идеология братской любви (одинаково хорошая одежда, обувь, ночлег, все должны заниматься честным или полезным занятием).

Мораль связана с разумом.

Труд использовался в качестве наказания, воспитания. Крестьяне самые полезные обществу люди.

Разделение труда, иные принципы не имелись в виду – труд связан с деятельностью полезной для общества, чтобы оно сохранилось.

Мелье против стихийных восстаний, но он за просвещение, посредством просветительской деятельности можно просветить сознание. Просветители – приходские священники.

Необходима свободу. Она связана с просвещением и с отсутствием насилия над личностью. Изменение образования. Необходимо совместное воспитание (девочки и мальчики). Школа не должна запугивать детей, против розог, избиения, насилия. Против зубрежки на латыни. Все предметы должны вестись на национальных языках. Образованные учителя (из числа священников и религиозных людей).

Идеи об улучшении положения женщин. Против нерасторжимости браков. Иначе это травма для детей. «за» то чтобы Ж получила защиту от насилия мужа.

Нет коллективного спасения, оно Мб только индивидуальное.

Кодекс природы. Он содержит законы о форме правления и законы об управлении (идеальное полит устройство Франции).

Он предложил новое полит устройство. Всю Францию поделить на провинции, города, трибы, семьи. Вся полит власть – сенату. В каждом городе, в каждой провинции – частный сенат. Верховный – соединяет все ветви власти. Он следит чтобы решения каждого города не противоречили законам сената, это директивы которые издает верховные сенат, контроль, чтобы решения каждого города не противоречили. Функции частных те же, контроль за жизнь в каждой терр- адм единицы.

Иерархия чиновников. Они начальники разного ранга. Во главе – глава государства, главные начальники провинции, города, главы родов. Порядок занятия должностей: выборность противоречит принципу равенства, все дб достойны быть избранными. Очередность занятия должностей, семьи объединившись назначают самого старшего, далее начальники семей по очереди становятся начальниками триб, они становятся начальниками городов и провинций, они в свою очередь становятся главами государства. с 65 лет.

Глава гос-ва: административные функции, контроль, следит за исполнением директив.

Полит свобода – использование каждым того, что может удовлетворить его потребности.

Тотальная регламентация все жизни общества, вплоть до частной жизни.

Кодекс наук и искусств. Чиновники определяют соответствуют ли произведения директивам. Восхваление положительных сторон в обществе, воспевание подвиги отдельных граждан.

Командно- административная система.

Идеал – демократическая республика.