Курбский 16 век единомышленник Пересвета.

История о великом князе Москвы, письма к разным лицам, послания к царю Ивану 4.

выходец из разорившейся дворянской семьи, всех чинов добился сам. В конце 50-60х гг возникли разногласия между членами избранной рады: против войны в Прибалтике. Раскол привел к тому, что многих репрессировали. Курбский бежал в Литву.

Проблемы переписка: понятие власти, цели власти – общее благо, праведное разрешение всех дел. Концепция ответственного правителя – Курбский. Иван 4 – безответственный правитель.

 

Курбский выдвигает сословно представительную монархию.

Цель власти – благо подданых, роль власти не только велика но и ответственно, лейтмотив власти – ответственность правителя за действия перед богом и народом. Курбский не одобряет праздного времяпровождения Ивана 4, не одобряет поездок на моленья, вроде лучше бы делами занимался.

Одобряет реформу 1550 ( избранной рады)

Опричнина основной момент для критики, он уподобляет ивана 4 – Ироду.

Курбский 1й на руси проанализировал содержание законодательных предписаний, законы, принятые гос властью не всегда являются правом, проанализировал существующее зак-во на предмет его содержаниям требованиям права. Он выделяет что есть разные виды закона. В законе должны находить вопрощение справедливовость и правда, ставит между ними знак равенство ( аристотельрассматривал тоже правду как меру социальной справедливости). Поэтому 1 из требований закона – соответствие требованиям справедливости. И закон должен содержать реально выполнимые треб-я. За смягчение уголовного законодательства. Принцип объективного вменения. Смертная казнь – тлько в исключительных случаях. Обязательное участие подсудимого в сд заседении.

Правосудие осущ-ся не гос чиновниками, а обычными людьми (опричниками) против несудебной расправоы. Как результат неправильной политки – экономический упадок. Он говорит что опричнина сильно унижает русское государство, отюда падение мн престижа. Рост внутреннего недовольства, что не делает государство стабильным. При оценце полит режима в России, Курбский преувеличивал субъективный фактор, много винил Ивана 4.

Прогрессивное занчение Курбского

Вместе с пересветовым, защищал коллегиальное правление, ценил земские соборы, совет, выступал против деспотии, отстаивал правомерность народного восстания. Расширил характеристику беззаконного правления.

Главным объектом критики – не столько полит режим, сколько сама личность Ивана 4.

У Ивана 4 свой идел. Главная тема – оправдание действий, оправдание террора. Историческая ситуация – централизация завершена. Избранная Рада ставила цели – стабильность в полит правлении, и соц стабильность, но цели не были достигнуты. Опричнина все перечеркнула.

Иван 4 видит необходимость опричнины – борьба с крамолой, борьба за централизацию власти.

Росиия достигла ряд успехом во внутренней и внешней политики.

Пои=лит теория – происхождение, сущность власти, тема законности власти. Иван происхождение власти строил в соответствии с божественной теорией и с теорией Филофея – приемственность России от Византии. Иван 4 пишет, что престиж власти обусловлен наследственным происхождением. Себя именует скипетродержатель, т.к. власть божественная, границ власти не существует, не интересует моральный облик властителя.

Высший суд тоже должен осуществляться самим царем, шкала наказания уст-ся правителем, не знает ограничения. Наказывать не только за дела, но и за умыслы.

Царь не может быть преступен, может быть только грешен, а значит для него существует только Божий суд.

В области организации власти, Грозный придерживается теории смешения властей и сосредоточения ветвей властей в своих руках. Близок к теократии. Царь посредник между богом и населением.

Все средства можно объединить понятием гроза – это главный метод в правлении, который направлен на то, чтобы другому неповадно было, направлен на устрашение.

К этому времени относятся труды Зиновия Оттинского – развивал идеи сословно – представительной монархии в России, Иван Тимофеев – аналогичные мысли о необходимости поиска ограничения царского произвола

______________________________-