Гуго Гроций. Голландский мыслитель . 1583 – 1645.

Эпоха Реформации.

Гроций рано поступил в Лейденский университет, сын знатных родителей, в 15 лет закончил университет и получил степень доктора права. Пользовался спросом как адвокат. Он становится ген секретарем голландской республики. Однако это длилось недолго, т.к. произошел переворот, бурж революция. После гос преворота попал в тюрьму, откуда сбежал, супруга придумала вынести его в ящике вместе с книгами, переодевшись в одежду каменщиков бежали во францию. Нашел приют у Людовика 14, где написал труд «вопросы войны и мира». Он начинает разработку международного права. Пишет много произведений на политико – правовую тематику. «О праве добычи», «введение в изучение права Голладии» и др. Взгляды под влиянием античных авторов, Цицерон, Аристотел, Жан Баден… В целом создает светскую, нерелигиозную доктрину государства и права.

Гроций основоположник рационалистического подхода. Использует формально – логический путь обоснования права. Попытка сформулировать сущность права, принципы, не вдаваясь в рекомендации в области политики. Как и Аристотель он диф-гл подходит к понятию права. Выделяет 2 вида права – 1) Естественное (в нерелигиозном значении) – источник – человеческая природа. Естественное право можно рассмотреть научно, доказать его существование исходя из самой природы человека. Люди равные друг другу т.к. все обладают разумом. Искать основания права нужно именно в разуме человека, поэтому естественное права то, что связано с некоторой неизменной , абсолютной природой человека. А значит естественное право неизменно, и может представлено в качестве научного объекта. Рене Декарт структура познания – субъект и объект. Объект полностью от субъекта независим, поскольку обладает неизменными принципами. Гроций говорит что бытие естественного права можно доказать индуктивно и дедуктивно . Всем людям свойственно оценивать вещи сообразно их природе. Критерий оценке – в чел разуме. Док-вао Апостариори(идуктивным путем) от следствия к причине ( дедукция от причн к следствию) Гроций говорит, что изучая действ зак-во разных народов есть много ощих принципов, есть общее во мнении юристов, а значит дб общий источник универсального единомыслия, этот источник и есть естественное право. Естественное право это научное понятие, рпедмет юриспруденции и 2) право волей установленное. Создается самим человека( аристотель наываль его условным, фома – положительным) в духе своего времени. Тк в кач источника права – рассматривается чья то воля, по субъекту волеуст права, право можно делить на несколько видов – Божественное право ( источник воля бога0, государственное право ( воля законодателя), право народов ( общая воля всех народов) В отлич от римских юристов, кот относили пр народов к естественному, Гроций относит к волей установленному. Для любового волеустановленного права критерием, основанием является естественное права, которое Гроций смешивает с мор требованиями разумного общения. Оно требует разумного, мирного общения. Кэтим требованием относим – воздержание от чудого имущества, необходимость выполнять данные дру другу обещания, право каждого наказывать другого, в сулаче если ругой нанес ущерб, необходимость возвращать вщятую на пользрвание чужую вещь и др. всего 9. По характеристики они являются обязательными и он известны всем. Любое волеуст право не идти в разрез с ест

Проблема происх Г. Гроций наряду со Спиной, и Гобсом, 1м развивает теорию общественного договора. Теория происхожлдения Г, популярная в новое время, зотя в Античности были его предш-ки( в какой то мере Аристотел – описывал происх ест права, Римские юристы, Цицерон тоже говорили что Г имеет под собой договорную основу) т.е. главная послыка теории – Г возникло не сразу как появился Ч, до появленияГ человек пребывал в естественном состоянии, состоянии дикости. Границей естественного права была лишь физ сила. Естественное состояние – война всех против всех. Соблюдение естественного првава быть не могла. Выход людям диктует их разумная природа. Можно выделить 2 посылки перехода от ест к гр состоянию. В новое время понятие гр обзеаства и Г – не разлицались. Для того чтобы позникло Г нудны причины и повод. Повод – целесообразность в политике.

Привычка людей создавать союзы привела к заключениею общественного договора.

Государство – союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Он пытается разграничить прежмет политики (польза, целесообразность) и юриспруденции ( ист – ест права).

Как соотносятся право и сила. Чел право в рез-те договора, но сила неизбежно придет реальность рпаву. Г обязаноприменять силу для реализации требований естественного рпава. Сила наделяет право реальностью, объективирует его в человечских отношениях. Сила – все те учреждения, для контроля соблюдения ест права и санкции закона.

Прлииворечиво относится к праву народов на восстание на сопротивление народв=а к тирану. Как только договор заключен, так он против сопративления власти. Право народов на восстание теряет свою силу. Верховная власть решает сама что необходимо подданным для защиты их прав и свобод. Гроций отмечает, что зудой мир лучше войны. Тирания или гр война – то предпочтение тирании.

Война по мнению Гроция не противоречит идее права. Для того чтобы решить споры му народами войны необходимо. Войны бывают справедливы ( прична – правонарушение, несоблюдение требований ест права со стороны к-то народа, цели – достижение мира, к ним он относят все войны оборонительног характера,) несправедлливые войны (захъватнические).

К зачинщикам несправеддивой войны считает надо предъявлять требования – возмещение ущерба. Цель достижение – мира.

Значение его учения - Гроций основоположник МП, Несмотря на то что его труды при прочтении кажутся наивными, но для того времени Гроций задает метод в постижении политико – пр явлений ( расмсмотрение права с позиций сузности, значения) создает рационалистическую доктрину государства и права. Вооружает всех ученых мира методом.