Выборность и назначение судей

Принцип презумпции невиновности

Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь

Конституция Республики Беларусь отражает качественные изменения в правовой политике государства. Впервые в истории нашего конституционного законодательства права и свободы, честь и достоинство человека объявлены высшей ценностью. Причем они не только декларированы, а гарантированы созданием соответствующих механизмов, необходимых для осуществления конституционных прав и свобод. Учитывая, что далеко не все граждане обладают необходимыми познаниями в области действующего законодательства, ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Весьма важным является и то, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств и противодействия оказанию правовой помощи запрещается.

 

Принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности сформулирован в ст.26 Конституции Республики Беларусь, где указано, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Поиск оптимальных способов формирования судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Поэтому, с одной стороны, подходы к наделению судейскими полномочиями могут изменяться на протяжении развития того или иного государства, с другой, в современных государствах все три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) их назначение; 3) комбинированный – используется в различных вариантах.

В этом плане Республика Беларусь не является исключением. Длительное время, когда Беларусь входила в состав СССР, единственным способом было избрание судей. Причем сначала судьи избирались населением, позже – соответствующими и вышестоящими Советами народных депутатов. Казалось бы, что такой способ является наилучшим. Однако, как справедливо отмечается, следует критически относиться к неограниченному использованию системы выборов, так как, во-первых, у судьи и избирателей неодинаковый уровень правосознания и поэтому их мнение зачастую может быть противоположным, во -вторых, по этой же причине гражданам сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи[27]. Назначение также не может быть единственным способом наделения судейскими полномочиями, так как в данном случае появляется опасность подбора судей исходя из соображений личной преданности, политических убеждений и т.д. Вот почему комбинированный или смешанный способ формирования судейского корпуса, закрепленный статьями 84, 11 и 116 Конституции Республики Беларусь, представляется наиболее предпочтительным. В данном случае предусматривается обычный для мировой практики принцип участия в процессе формирования высшего судейского корпуса различных органов государственной власти, а комплектование нижестоящих судов входит в компетенцию Президента. Именно такой путь способствует обеспечению независимости судей от влияния из вне при рассмотрении конкретных дел, исключает подчинение той или иной подсистемы судов какой-либо одной из ветвей власти (подробнее о назначении и избрании судей см. Гл. 2).


ЛЕКЦИЯ 4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ)

Основные понятия: