Французский романтизм

Судьба французской литературы сложилась под знаком принятия или неприятия Французской революции. Французские писатели начала века отражают историческую связь частной судьбы с историей, объясняют сложность и противоречивость истории. В 20-е годы 19 века рождается жанр исторического романа, это связано с рождением научной концепции историзма 19 века. Он утверждает активную роль личности в развитии человечества. У этой точки зрения появляются оппоненты. Шатобриан, например, отрицает прогрессивность общественного развития. Он трактует историю как бессмысленный круговорот событий.

Французская революция 1789 г. оказала влияние на развитие всего европейского романтизма. Этой революции присущи несоединимые черты. Она родилась под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство». Была уничтожена королевская власть, крестьяне освобождены от крепостной зависимости, были уничтожены сословные привилегии, объявлена свобода совести. Английские романтики специально ездили во Францию, чтобы увидеть страну, в которой победила революция. Русские после победы над Наполеоном, заразились идеями свободы, и как следствие в России родилось декабристское движение.

Но и у революции есть и обратная сторона – террор, с революцией рождается гильотина. Ее создатель, «человеколюбивый» врач Гильотен, сообщил в парламенте: «С помощью моей машины, господа, я отрубаю вам голову в мгновение ока, и вы не чувствуете никакой боли». Во время якобинской диктатуры (1792-1794) по официальным данным гильотировано 5 тысяч человек. Через 200 лет составили новый список – 17 тысяч. Американский истории Д. Грир в 1935 г. подсчитал, что жертвами стали 35 тысяч человек. Страна была залита кровью, из всех погибших реальных врагов революции было 0,1 %. Работало 44 тысячи комитетов, во главе которых стояли невежественные люди, ненавидевшие богачей и аристократов. Тюрьмы были переполнены, гильотины не справлялись, поэтому многих просто топили в реке. Церкви закрывались, разграбливались, священников убивали. Те, чтобы сохранить жизнь, признавались, что всю жизнь обманывали людей. К концу террора 1794 г. изменниками объявили и главных якобинцев – Дантона, Демулена, Робеспьера. Как сказал Ф. Шлегель, французская революция была «величайшим феноменом эпохи», и вместе с тем «отвратительным гротеском».

Французский романтизм переживает 2 периода:

1) 1800-1810 гг.

2) 1820-40 е гг.

Творчество романтиков Ж. Санд и В. Гюго выходит за эти рамки, в живописи романтизм сохраняется до 1860-х гг.

В первом периоде в произведениях практически отсутствует сюжетная напряженность. В этом, очевидно, сказывается усталость нации от катастроф реальной действительности. Внимание писателей обращено на область чувств, на их высшее проявление – страсти. Кумиров всех европейских романтиков становится Шекспир. Он воспринимается как создатель невероятных ситуаций и необыкновенных страстей. Любовь не бывает счастливой, она соединяется с изображением страдания, духовного одиночества, с невозможностью принять законы окружающего мира. Начиная с «Рене» Шатобриана появляется вереница так называемых скорбников. Они пройдут через литературу Франции, Англии, России, получив название «лишних людей».

Неприятие современного общества и стремление к свободе рождает интерес к жизни природы и дикарей. Характернейшей темой романтизма наравне с любовью, становится тема природы. Во Франции она имеет свою традицию, восходящую к Руссо. Изображение диких племен рождает общеромантическую черту – стремление передать особенности жизни и быта, местный колорит. Экзотичность и живописность возникают при изображении Америки и Востока.

Важной темой раннего романтизма является искусство. Особенно это ощутимо в романах Жермены де Сталь. В романе «Коринна, или Италия» музыка – это главное увлечение героини. В России этот роман воспринимали как путеводитель, по которому можно изучать архитектуру Италии. С творчеством Ж. де Сталь возникает новая романтическая тема – тема женской эмансипации. Свои романы она часто называет именами главных героинь «Коринна», «Дельфина».

Уже в первый период французских романтиков интересует чаще всего современник. Мистика и фантастика приобретают значение позднее.

Во втором периоде романтизма развиваются ранее намеченные тенденции. Но происходят изменения в тематике и способах ее воплощения. Место самоанализа одинокой и страдающей личности занимает напряженный сюжет. Конфликтность эпохи приводит к активному развитию драмы в 1830-е гг. Мелодраматизм достигает высшей степени, страсти теряют свою мотивированность, развитие сюжета подчинено случайностям. Это специфика времени, когда человеческая жизнь теряет цену, когда смерть ждала любого в любой момент.

Духовный мир человека становится предметом лирики (Гюго, Ламартин, Мюссе). После бонапартистского переворота 1851 г. поэзия Гюго наполняется гражданскими мотивами. Но при всем современном звучании это романтическая лирика по образному строю, патетике, гиперболизации. Эмоциональный подход уступает место стремлению найти истоки того, что произошло в стране. Так появляется исторический роман и драма.

«Сен-Мар» Д. де Виньи

«Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «человек, который смеется», «Девяносто третий год» В. Гюго

Романтический историзм во Франции специфичен. Французским историческим жанрам не присуще строгое следование истории. Главное внимание обращено на нравственный смысл происходящего. Духовная жизнь человека оказывается более значимой, чем факты истории государства. Исторические жанры складываются под влиянием романов В. Скотта. Но в отличие от него, французские романтики в число главных действующих лиц вводят подлинных исторических деятелей. Тема любви, мести, необыкновенных приключений соединяются с темой подвига во имя чести личности и свободы государства. Историческая тема порождает интерес к теме народа и его роли в истории. Нет единого мнения о роли народа в жизни общества. Народ представлен как деклассированная толпа как в «Соборе Парижской богоматери», или как духовно неразвитые крестьяне в «Девяносто третьем годе».

Интерес раннего этапа романтизма к дикарям сменяется во втором периоде обращением к жизни цыган: «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Темные личности» А. Руайе.

Нерешенные проблемы в жизни общества рождают в литературе интерес к учениям социалистов – Пьера Леру, Сен-Симона, Ламенне. Так, в романтизме возникает роман не только о прошлом, но и о настоящем. Здесь романтизм соединяется с реализмом. Развитие обоих направлений идет параллельно, начиная с 1830-х гг. Это проявляется в тяготении романтизма к анализу, реализма к сложности сюжета и гиперболизации черт характера персонажей.

В конце 1820-х гг. появляется так называемая «неистовая литература». Специфика этого течения в описании экстремальных ситуаций повседневности. Авторская позиция проникнута высоким гуманизмом. Главными темами становятся тема революции, гильотины, правомерности революционного террора, приговоров к смертной казни. Повесть «Последний приговоренного к смерти» (1829) Гюго, роман «Мертвый осел и гильотированная женщина» (1829) Ж. Жанена, один из ярких представителей направления «неистовой литературы».

Во втором периоде романтизма появляется много переводов произведений романтиков: «Лекции о драматическом искусстве и литературе» Шлегеля, стихи Байрона, романы В. Скотта, сказки и новеллы Л. Тика и Гофмана.

Начиная с 1820-х гг. под влиянием английской и немецкой литературы развивается интерес к потустороннему и необъяснимому. Таинственное часто получает вполне рационалистическое объяснение.

Французские романтики стремились осмыслить новаторство своего метода. Манифестом романтизма становится предисловие к драме Гюго «Кромвель» (1827).

Анна-Луиза-Жермена де Сталь (1766-1817)

Представительница раннего романтизма. Отец – богатый банкир и министр финансов Людовика 16. Путем реформ пытался предотвратить кризис феодальной Франции. Мать – просвещенная женщина, была знакома с Вольтером и Руссо. Атмосфера семьи создала благоприятные условия для развития таланта девушки. В 1786 г. вышла замуж за шведского посла, барона де Сталь. Она восторженно встретила революцию, но после падения монархии покинула Париж. На родину вернулась после падения правительства Робеспьера. Идеалом правления считала конституционную монархию. В Наполеоне она увидела диктатора, посягавшего на свободу личности. Независимый характер писательницы привел к тому, что в 1803 г. она была выслана Наполеоном из Парижа. Она поселилась в швейцарском имении отца Копе. Там она продолжала критиковать Наполеона, его лживые уверения в том, что он стоит на страже справедливости и добродетели. Она называла Наполеона маленьким капралом, «хищным честолюбцем». Ее позиция вызывала у современников восхищение. Ее дом в Копе стал центром культурной жизни Европы, там бывали Шелли, Байрон. В годы своего изгнания 1803-1813 гг. Сталь посетила Гете и Шиллера в Веймаре, проездом была в России и Швеции.

В.Г. Белинский называл Ж. де Сталь «повивальной бабкой юного романтизма во Франции», а Шатобриана его «крестным отцом».

Вяземский был восхищен французской писательницей, писал о ней:

Плутарховых времен достойная Коринна,

По сердцу – женщина, и по душе – мужчина,

Философ мудростью и по душе поэт.

(Коринна – так называли Сталь по имени ее популярной героини)

Ж. де Сталь и Шатобриан вступают в литературу почти одновременно – в конце 90-х гг. 18 века. У них сразу определилось расхождение в важной проблеме – человек и его отношение к миру. Шатобриан утверждает необходимость смирения перед волей Бога, он отнимает у человека возможность самостоятельно достичь счастья. Ж. де Сталь утверждает активность и независимость личности. Свои труды она посвящает вопросам политики, философии, морали, литературе.

Эссе «О влиянии страстей на счастье людей и народов» (1796). По ее мнению, целью революции 1789 г. было счастье. Страсть рассматривается как движущая сила прогресса. Неотъемлимым условием счастья является свобода. Свобода понимается как «духовная независимость человека». Любовь понимается как неэгоистическая страсть. Истинную любовь дано испытать не всем. Счастье и высшее блаженство – это принести себя в жертву другому человеку. Любовь не может увести человека с пути добродетели, т.к. в ее основе лежит жертвенность. Но в то же время, любовь – это роковая страсть, т.к. она обесцвечивает другие стороны бытия. Если любовь не находит отклика, она становится источником неизлечимых страданий.

«О литературе в ее связи с общественными установлениями» (1800). В ней Ж. де Сталь закладывает основы исторического литературоведения. Специфику литературного творчества она, также как и Монтескье, ставит в зависимость от климатических условий. Так, северный тип мировосприятия склонен к меланхолии, к размышлению. Южный тип – восторженный, порождает необычные страсти. В этой работе впервые высказана романтическая концепция воображения и меланхолии.

«О Германии и о нравах немцев, О литературе и искусстве, Философия и мораль, Религия и энтузиазм» (1833). Впервые познакомила французов с искусством соседней страны. Именно в этой работе Сталь впервые дает название новому типу творчеству, который уже существует во Франции, но не получил название – романтизм.

«Дельфина» (1802), «Коринна, или Италия» (1807) – самые знаменитые романы Сталь. Романы писательницы были восприняты современниками как книги о любви. В первом романе Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем литературы 19 века – темы женской эмансипации. Роман прославляет сильное и возвышенное чувство. Оно захватывает героиню пренебречь узами брака. В романе «Коринна» рассказывается о судьбе незаурядной женщины, гениальной поэтессе, актрисе и певице. Она добивается международного признания. Коринна натура романтическая, ей тесно в затхлой духовной среде мещан. Оказавшись в одиночестве, она погибает. Ее не понимают самые близкие ей люди: сестра Люсиль, жених Освальд Нельвиль. Жених Освальд отказывается от брака с артисткой из-за семейных традиций и из-за пассивности и готовности удовлетвориться существующим. Он тоже настоящий романтический герой, он способен на сильную любовь. Но в сравнении с Коринной, он способен на пассивность перед жизнью и неспособность стать духовно свободным.

Особенностью романа является верность традициям Просвещения. Сюжет развивается логично, повествование насыщено бытовыми, историческими, нравоописательными деталями. В духе традиций французского просветительского романа 18 века Сталь отмечает не только пороки героев, но и достоинства. В персонажах проявляются типичные, социально обусловленные черты. Сочетание традиций с новым мироощущением возникает в эпизодах знакомства Нельвиля с памятниками старины. Как и в 18 веке, Сталь преклоняется перед гармонией античного мира. Но для Сталь это напоминание об истории человеческого гения и о его поступательном развитии. Для Коринны памятники древности это подтверждение силы и несокрушимости человеческого гения.

Сочинения Жермены де Сталь оказали существенное влияние на творчество Пушкина. Он часто цитировал ее мысли в своих произведениях, нарисовал ее портрет в неоконченной повести «Ростислав».

Франса Рене де Шатобриан (1768-1848)

Один из основоположников французского романтизма. Происходил из старинной аристократической семьи, получил блестящее образование. В соответствии с семейной традицией стал офицером. В поисках экзотики в 1791 г. поехал в Америку, видел Ниагарский водопад, тропические леса, познакомился с жизнью индейцев. Узнав об аресте короля, вернулся на родину и защищал роялистов. В 1792 г. эмигрировал в Англию, жил до 1800 г.

Первое известное сочинение Шатобриана философский трактат «Гений христианства» (опубл. 1802).

Виктор Гюго (1802-1885)

Одна из замечательных фигур европейского романтизма. Французы говорили о нем: «Гюго родился, когда веку было 2 года, когда умер, веку осталось доживать 15 лет». Во французском романтизме ему не было равных, он был поэтом, драматургом, романистом, основоположником теории романтизма, политическим деятелем. Гюго начинает как поэт, первый сборник «Оды» (1822), второй «Оды и баллады» (1829). Название сборников указывает на связь начинающего писателя с классицизмом. От традиций классицизма Гюго не отказывается на протяжении всего творчества, но, несмотря на это, он является главой французского романтизма. С классицизмом Гюго связывает стремление к афористичности, высокая патетика, тяга к изображению конфликтов любви и долга. Третий сборник «Восточное» (1829), материалом стала популярная во Франции экзотика Востока.

В 1820-е гг. формируются мировоззрение и творческие принципы Гюго, он становится главой романтического движения Франции. В 20-е гг. выходят 2 знаменитые статьи Гюго: «О Вальтере Скотте» (1823), предисловие к драме «Кромвель» (1827). Первая статья посвящена жанру романа. Скотт, по его мнению, создал «неведомый доселе род искусства». Романам Скотта присуща историческая правда, увлекательный сюжет. Гюго выделяет 2 типа романов прошлых лет:

1) повествование, разделенное на главы. В их названиях заранее сообщается содержание.

2) эпистолярные романы, в них автор все рассказывает за своих героев.

Гюго хочет создать новую разновидность романа. В нем должны сочетаться черты двух прежних и появятся «магические возможности драмы». В таком романе автор избавится от необходимости комментировать поступки героев и избавит роман от длиннот. Гюго реализует свой замысел в романе «Собор Парижской богоматери» (1831). Это первый значительный роман Гюго. События относятся к 1482 г. Все персонажи вымышленные, кроме короля Людовика 11. Он дважды появляется в романе, но не оказывает влияние на развитие событий. В предисловии Гюго написал, что к написанию его подтолкнула надпись на стене собора – греческое слово «рок». В этом романе он пишет о роке догмы. В романе 3 главных героя:

- архидиакон собора Парижской богоматери Клод Фролло

- звонарь собора Квазимодо

- уличная плясунья Эсмеральда

Все они являются жертвой рока, религиозной догмы или суеверия. Они искажают человеческую природу, заставляя видеть в любви искусстве греховной начало. Клод Фролло – образованный человек, он окончил все 4 факультета Сорбонны, он лишен суеверий своего времени. В безобразном подкидыше Квазимодо он видит несчастного ребенка, а не порождение дьявола. Но богословие приучило видеть в женщине только порок, а в искусстве – дьявольскую силу. Любовь к Эсмеральде проявляется у него как ненависть и приводит ее к виселице. Квазимодо привык ненавидеть всех, кто его боится и издевается над ним. Толпа видит в отвратительном уроде порождение дьявола. Эсмеральда выросла среди цыган, приняла их обычаи, она лишена духовной глубины. Она неспособна оценить жертвенной любви Квазимодо. Она любит ничтожного офицера в красивом мундире. Квазимодо боготворит Клода Фрола, но убивает его из-за любви к Эсмеральде. После ее казни он умирает, обняв ее труп.

В основе характеров романа лежит контраст. Архидиакон поражает ученостью и силой воли, но он беззащитен перед чувством любви. Он добр по отношению к Квазимодо, но жесток к Эсмеральде. Квазимодо безобразен внешне, но он способен жертвовать во имя любви. Эсмеральда прекрасна, но эгоистична и духовно неразвита. Гюго создает гротескные характеры, он соединяет в них противоположные черты, прекрасное и безобразное. У Квазимодо контраст внешний, У Клода Фрола и Эсмеральды – внутренний.

Собор является главным символом романа, в нем соединяются главные идеи – любовь, догма, милосердие, наука, искусство. Собор является и композиционным стержнем. Все события, так или иначе, связаны с ним и происходят около него. Гюго наделяет собор свойствами живого существа, Квазимодо является душой собора. Символика романа связана не только с собором, но и с народом. Движение народных масс Гюго сравнивает с потоком. Народ оставался для Гюго загадкой на протяжении всей его жизни. Он признавал силу и мощь народа, но не знал, как им можно управлять.

Местный колорит создается при описании Двора чудес, собора Парижской богоматери и Парижа 15 века. Экзотика Двора чудес создается за счет описания царящего там порока. Гюго называет Двор чудес «омерзительной бородавкой на лице Парижа», «гниющим потоком пороков, нищенства и бродяжничества». Ужасное противостоит там прекрасному, среди порочных людей живет чистая и прекрасная Эсмеральда.

Гюго описывает собор и Париж в соответствии с законами исторического романтического романа. Как и Скотт, он стремится изобразить прошлое так, чтобы читатель смог увидеть давно прошедшие времена. В «Соборе Парижской богоматери» Гюго вводит в текст романа исторические справки. Это станет законом построения всех романов Гюго.

К серьезной проблематике Гюго обращается в «Клозе Гё» и «Последние дни приговоренного к смерти» (1829). Гуманист Гюго выступает против смертной казни. В «Последнем дне…» Гюго не интересует, какое преступление совершил человек. Человек получает жизнь от Бога, и никто кроме него не может лишить его жизни. Напряженная трагедийность повествования создается за счет описания психологического состояния человека в последние сутки перед казнью.

Первой ранней драмой Гюго стала драма «Кромвель» (1827). Выбор темы объясняется необычным характером английского политического деятеля. Но наибольшее значение имеет не сама драма, а предисловие к ней. Идеи, высказанные в предисловии к драме «Кромвель» имеют программное значение для всего романтического движения. Гюго рассматривает концепцию историзма, проблему гротеска, специфику драмы как рода искусства. В основе романтического историзма и романтической диалектики лежит представление писателя о развитии общества и его культуры. Периодизация Гюго основывается не на смене общественных отношений, а на развитии сознания. Гюго выделяет 3 эпохи: первобытную, античную и новую.

На первом этапе пробуждается не столько сознание человека, сколько эмоции, так рождается поэзия. Человек способен выражать только свой восторг. Он слагает гимн и оду – так возникает Библия. Бог – тайна, религия не имеет догматов.

Второй этап. Религия приобретает определенную форму. Появление государств, перемещение народов рождает эпос. Вершинами эпоса являются творения Гомера. Трагедия на этом этапе статична – актер со сцены пересказывает содержание эпоса.

Третий этап. Новая эпоха начинается с осознания двойственной природы человека: тело материально и смертно, но дух вечен. Идея двойственности возникает с появлением христианства. Эта идея проходит через всю систему воззрений Гюго. Способность человека познать истинного Бога приводит к возникновению морали, как оценки явлений и поступков и сложного чувства меланхолии.

Представление о двойственности мироздания рождает новый род искусства – драму. Главным в драме является конфликт – борьба двух тенденций. Драма соединяет гротескное и возвышенное, трагедию и комедию. Вершиной драматургии является творчество Шекспира.