Контрольно-оценочный компонент
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Путь от контроля к самоконтролю – это поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля.
Стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. (по П.П. Блонскому)
Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и _________не может соответственно ничего контролировать.
Вторая стадия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции ус____________________________________________военного материала.
Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только ________________________главное по вопросам.
Четвертая стадия - видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то___________________________ незначительных деталей, примет.
Требования к контролю | Виды контроля |
Объективность, всесторонность | Тематический, текущий |
Систематичность, познавательность, | Итоговый |
индивидуальный подход | Поурочный |
Предваряющий |
Функции контроля: контролирующия, обучающая, развивающая, воспитывающая, предупредительная, профилактическая, коре_________________________ктирующая, организационная
Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах (буквах или иным образом).
Т.е. выражается на письме цифрой или символами.
Оценка – выраженное мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы) (словесная оболочка).
Вопросы к семинару. (Готовьтесь, используя материалы лекции и литературных источников)
1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека?
2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры.
3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю?
4. Чем обучение отличается от научения?
5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность?
6. Что является предметом и средствами учебной деятельности?
7. Что является продуктом и результатами учебной деятельности?
8. Раскройте компоненты составляющие структуру учебной деятельности.
9. Раскройте понятие мотива, мотивации и виды мотивов учебной деятельности.
10. Что включает в себя операционный компонент учебной деятельности и каковы основные требования к учебным задачам?
11. Раскройте понятия ЗУНов и характеристики навыка.
12. Что представляет собой контрольно-оценочный компонент и каковы стадии самоконтроля?
13. Каковы виды контроля, требования к нему, и фукции контроля? В чем главное отличие оценки и отметки?