Контрольно-оценочный компонент

В общей структуре учебной деятельности значительное мес­то отводится действиям контроля. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооцен­ки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она рас­крывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, т.е. дей­ствий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и са­мооценки ученика. Путь от контроля к само­контролю – это поэтапный переход. Этот переход подготавливает­ся вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, ко­торый и служит основой самоконтроля.

Стадии проявле­ния самоконтроля применительно к усвоению материала. (по П.П. Блонскому)

Пер­вая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и _________не может соответственно ничего контролировать.

Вторая ста­дия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся прове­ряет полноту и правильность репродукции ус____________________________________________военного материа­ла.

Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия вы­борочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только ________________________главное по вопросам.

Четвертая стадия - ви­димый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то___________________________ незначительных де­талей, примет.

Требования к контролю Виды контроля
Объективность, всесторонность Тематический, текущий
Систематичность, познавательность, Итоговый
индивидуальный подход Поурочный
  Предваряющий

Функции контроля: контролирующия, обучающая, развивающая, воспитывающая, предупредительная, профилактическая, коре_________________________ктирующая, организационная

Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах (буквах или иным образом).

Т.е. выражается на письме цифрой или символами.

Оценка – выраженное мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы) (словесная оболочка).


Вопросы к семинару. (Готовьтесь, используя материалы лекции и литературных источников)

1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека?

2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры.

3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю?

4. Чем обучение отличается от научения?

5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность?

6. Что является предметом и средствами учебной деятельности?

7. Что является продуктом и результатами учебной деятельности?

8. Раскройте компоненты составляющие структуру учебной деятельности.

9. Раскройте понятие мотива, мотивации и виды мотивов учебной деятельности.

10. Что включает в себя операционный компонент учебной деятельности и каковы основные требования к учебным задачам?

11. Раскройте понятия ЗУНов и характеристики навыка.

12. Что представляет собой контрольно-оценочный компонент и каковы стадии самоконтроля?

13. Каковы виды контроля, требования к нему, и фукции контроля? В чем главное отличие оценки и отметки?