Введение

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

Важнейшие м/о конференции.

Тегеранская (28.11 – 1.12.1943 гг.): Сталин, Черчилль, Рузвельт. Решен вопрос об открытии II фронта в Европе.

Крымская (Ялтинская) (4 – 11.02. 1945 г.): Сталин, Черчилль, Рузвельт. Согласованы планы разгрома и условия капитуляции Германии, обсуждены основные принципы организации послевоенного мира, о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа и о взыскании репараций, СССР подтвердил согласие вступить в войну с Японией через 3 месяца после капитуляции Японии.

Берлинская (Потсдамская) (17.07 – 2.08. 1945 г.): Сталин, Черчилль – Эттли, Трумэн. послевоенное устройство, 4х сторонняя оккупация Германии и управление Берлином, создан Международный военный трибунал для суда над военными преступниками, СССР передана Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом, 4Д в отношении Германии – денацификация, демократизация, демилитаризация, демонополизация.

 

 

(В КОНТЕКСТЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)

доцент Кохнович В.А.

 

 

Актуальность, цель, задачи курса

Вторая мировая война захватила в свои тиски 61 государство и 80 % населения планеты. Поистине, это был конфликт и катастрофа всемирного масштаба. Особое место в этой борьбе занимает народ Советского Союза, участие которого предопределило успех коалиции «объединенных наций» в противостоянии с блоком стран-агрессоров. Огромны и велики масштабы войны и их последствия. Конечно, история знала подобные примеры военных компаний, имевших огромный масштаб и мировое значение (завоевательные походы Чингисхана в первой трети XIII в., Семилетняя война 1756–1763 гг., эпоха революционных и наполеоновских войн Франции 1792–1815 гг., Первая мировая война 1914–1918 гг.), но ни одна из предыдущих войн не оказала такого глубоко и преобразующего влияния на судьбы народов всего человечества: во-первых – укрепился и заявил о претензиях на мировую гегемонию лагерь социалистических стран во главе с СССР; во-вторых – было создано ООН, система международных юридически правомочных организаций (Международный суд, Генеральная Ассамблея ООН, МАГАТЭ, МВФ и др.) и международного права, признанного главенствующим хотя бы формально абсолютным большинством стран мира; во-вторых – повержены и дискредитированы были идеологии и идеи нацизма и расизма, возобладали чувства солидарности, гуманизма и демократии; в-четвертых – кардинальным образом изменилась политическая карта мира (изменились границы существующих стран, появились новые – как в Европе, так и по всему восточному полушарию); в-пятых – глубинная демократизация общественного сознания в мире в результате войны вызвала, с одной стороны, формирование Единой Европы, а с другой – побудила глобальные процессы деколонизации через освобождение зависимых стран от своих метрополий, но, в третьих, вывела процессы объединения (глобализации) мира на новый качественный уровень (информационное, экономическое, социальное и экологическое, политическое единение и мультикультурность).

Однако, как всякое сложное и масштабное историческое явление Вторая мировая война остается во многом неизведанным вполне материком, континентом смутно ясного пространства, спорным и противоречивым, по которому еще не вполне мировое сообщество достигло своего консенсуса. Здесь нам следует согласиться с британским историком Э.Дж. Тейлором – у каждой из сторон находятся свои «скелеты в шкафу» мировой войны, источник разлада и взаимных упреков. Чего стоит, например, Катынская трагедия 1940 г., которая стала яблоком раздора между Россией (прежде Советским Союзом) и поляками (Польшей); нападение британского флота на французскую эскадру 3 июля 1940 г. в Мерс-эль-Кабире (операция «Катапульта»), ставшее острой раной в сердцах французов; или же стремление союзников (США и Великобритания – с одной, и СССР – с другой) натравить поверженных немцев против друг друга. Конечно, углубляясь в историю Второй мировой войны, не стоит упускать главного: именно Германия и ее союзники стремились к мировому кровопролитию ради достижения мирового же господства. И в данном отношении предлагаемый курс обещает быть весьма интересным и поучительным для современников и, безо всякого сомнения, для всех последующих поколений. Вместе с тем, курс вбирает так много проблем, что никакое благоразумие не позволит претендовать на полноту в раскрытии проблем и сюжетов данного события. В данном курсе во главу угла будут поставлены только основные моменты, которые охватывают международные отношения, участие в войне советского народа и его союзников и противников, затрагиваются некоторые аспекты Холокоста, но в мировые события являются тем смысловом фоном, который позволяет показать именно ПРИСУТСТВИЕ и УЧАСТИЕ жителей Беларуси (БССР) и белорусского народа в мировых событиях.

Признается, что Беларусь внесла значительный вклад в разгром фашистских захватчиков: более 1,3 млн жителей БССР были призваны в ряды Красной Армии и сражались на фронтах, 374 тыс. человек участвовали в партизанском движении, 70 тыс. патриотов – в подполье, несколько тысяч – в рядах европейского движения Сопротивления. Примечательно, что почти 60 % белорусских партизан не имели и 30 лет, более 20 тысяч юношей и девушек участвовали в патриотическом подполье. Все эти люди проявили личный героизм и мужество, рискуя жизнями сражались с сильным и жестоким противником. Пожалуй, не часто в мировой истории воодушевление и накал подобного уровня сопровождал и вдохновлял борьбу. На самом деле, уже поэтому это прошлое славное и заслуживает внимания, которое отводится этому предмету в нашей стране. Подробнее об участии Беларуси и белорусов в событиях того времени расскажут последующие страницы данного лекционного курса. Тем более, что это было самое непосредственное и значимое участие в событиях мирового масштаба.

Будем иметь в виду, без основательных знаний по истории своего народа и других народов во Второй мировой войне, без учета полученного исторического опыта, нельзя успешно строить общественные отношения в наши дни. Поэтому основными задачами преподавания курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» следующие:

* формирование гражданских и патриотических качеств личности;

* воспитание у студенческой молодежи чувства ответственности за будущее своего государства и мирового сообщества;

* усвоение учебной информации о героических и трагических страницах Второй мировой и Великой Отечественной войны, повседневной жизни населения на оккупированной территории и в советском тылу;

* вклад представителей народа Беларуси в разгром захватчиков;

* влияние событий на судьбы народов Европы и мира.