Система региональных рынков и проблемы ее формирования.
Сущность и классификация системы региональных рынков. В нормативных документах региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. В этом определении отчетливо просматривается административно-территориальный подход к региональным явлениям.
Функционирование региональных рынков несовместимо с натурализацией обмена, местничеством, которые ведут к нарушению единого экономического пространства страны. Региональные рынки имели место в нашей стране еще в период лимитного (фондового) распределения. Они же складываются и е рыночных условиях. Разница в том, что при плановой системе распределение осуществлялось в соответствии с планом, а в условиях рынка — под воздействием рыночных инструментов - цены, налогов, процентов по кредиту и т.д. Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно-территориального образования. А сами эти особенности обусловлены множеством социально-экономических, демографических, этнических я других причин.
Развитый региональный рынок может успешно функционировать при хорошо поставленном постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития, что позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие важные параметры рынка, а также сдвиги в нем. Потребности в товарах и услугах зависят от платежеспособного спроса населения региона, который наряду с инфраструктурой также определяет характер функционирования региональных рынков.
Система региональных рынков — это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенной территории. Региональные рынки неоднородны и классифицируются по нескольким основаниям.
По территориальной организации региональных рынков выделяют: поселенческие — рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, межобластные, республиканские, межрегиональные.
По объектам купли-продажи региональные рынки подразделяются на: региональный потребительский рынок, рынок средств производства, рынок капитала, рынок труда, рынок недвижимости, рынок информации.