Практика законодательства большинства стран направлена на сокращение числа возможных случаев , когда лицо состоит в двух и более гражданствах.

Кратковременные

Виды юридических фактов в гражданском праве

Большое разнообразие гражданско-правовых отношений свидетельствует о том, что в их основании лежат различные юридические факты, которые можно классифицировать.

Различают следующие виды юридических фактов:

по волевому признаку:

а) События – юридически значимые факты, возникающие независимо от воли людей:

= Абсолютные (стихийные бедствия)

= Относительные (смерть, рождение, срок)

Б) Действия - это жизненные факты, которые являются волеизъявлениями, результатом сознательной деятельности людей:

Правомерные – соответствующие предписаниям правовых норм:

= Юридические акты – официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия. К ним относятся:

сделки;
акты органов государства и местного самоуправления;
судебные решения.

= Юридические поступки.

Этот вид юридических фактов непосредственно не направлен на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений, но по закону влекут правовые последствия (создание произведения литературы). В юридических поступках имеет юридическое значение не намерение лица, совершающего действие приобрести права или обязанности, а объективный результат такого действия (создание программы для ПВМ, находка и т.п.).

Неправомерные – противоречащие требованиям закона, правонарушения.

Они подразделяются на преступления и правонарушения. Все виды неправомерных действий являются основанием для возникновения охранительного правоотношения.

»по последствиям: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

»в зависимости от срока своего существования:

= длящиеся(факты — состояния). Последние могут быть и событиями, и действиями.

Кроме того, выделяют такое понятие, как юридический со­став, которым описывают сложные юридические факты.

 

Существует европейская конвенция о гражданстве от 1997года, допускающая случачи множественного гражданства.

По общему правилу, институт двойного гражданства возможен лишь на основе взаимности путем соглашения двух государств.

К институту двойного гражданства настороженно и даже резко относятся страны СНГ (объясняется тем, что положение о признании двойного гражданства не закреплено в законодательстве). Против двойного гражданства выступают такие ученые, как Авакьян, Кутафин, Ковлер. Согласно нашей Конституции (ст. 62), гражданин РФ может иметь двойное гражданство в соответствии с ФЗ и международным договором.

Следует помнить, что приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Таким образом, двойное гражданство в РФ допустимо в первую очередь на основе международного договора. Нужно понимать, что двойное гражданство не осуществляется автоматически, а оно предоставляется в разрешительном порядке.

Обладание двойным гражданством может быть основанием ограничения ряда прав в целях защиты государственных интересов. Так, полномочия члена Совета Федерации, полномчия депутата Государственной думы прекращаются автоматически, если они приобретают гражданство иностранного государства.

В некоторых странах (СНГ), двойное гражданство допускается только в порядке исключения. По специальному разрешению президента (Азербайждан).

Некоторые страны не признают двойного гражданства (Латвия, Литва, Эстония).

Что касается гражданства в Федеративных государствах, то здесь есть некоторые особенности. Известно, что возможно гражданство субъекта федерации (где-то).

В федеративных государствах, общее гражданство рассматривается как основное, а гражданство субъекта – как производное. Во многих государствах, федеративное двойное гражданство признается фикцией.

Так, в соответсвтии с законодательством США, «все лица, родившиеся или натурализованные в США, являются гражданами США» (и также являются гражданами штата, в котором они проживают).

Когда принималась Конституция РФ, то граждане республик как бы были в двойном гражданстве, было ужесточено правило нормы, где говорится, что граждане должны быть только граждане РФ.

По этому вопросу были Конституционные решения. КС исходил из вопросов предметов ведения, что именно гражданство относится к ст. 71. Можно сказать, что двойное гражданство в республиках до сих пор остается дискуссионным.

Почетное гражданство предоставляется лицам, у которых имеются особые заслуги перед страной.

 

ЛЕКЦИЮ ПРОПУСТИИИИЛ

 

Институт уполномоченного по правам человека в зарубежных странах. (омбуцмен)

Еще в 1 четверти 19 века был сформирован особых институт уполномоченного по правам человека. В Англии его называют парламентским комиссаром, в Австрии – народным защитником, во Франции – медиатором. Данный институт был образован в Швеции в 1809 году. Он получил широкое распространение в странах Европы после 2 Мировой войны. Популярность этого института объясняется тем, что он получил демократические черты. Этот институт характерен открытостью и доступностью для всех граждан. Здесь, как правило, отсутствуют формализованные процедуры, помощь оказывается бесплатно. Все эти принципы и процедуры способствуют выполнению омбуцмена функции защиты прав и свобод человека.

Австрийский профессор права Икл отметил, что создание этого института открыло новую главу в отношениях между государством и гражданином.

Этот институт в Швеции включает в себя несколько специализированных омбуцманов, во главе тсоит шеф-омбуцман, он занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, он также имеет доступ к компьютерной системе, банкам персональных данных. Другой омбуцман занимается вопросами юстиции. К его ведению относится деятельность по осуществлению правосудия, полиции, тюрем. Другой омбуцман осуществляет надзор за вооруженными силами. Другой осуществляет надзор в области социального обеспечения, налогового обложения.

В 1986 году в Швеции был принят закон против расовой дискриминации. Сразу же был введен ще 1 институт омбцмана. В его обазянности входит следить за законностью в области трудовых и социальных отношений.

Таким образом, осуществляя надзор за деятельностью различных сфер управления и правосудия. Предяъвляя обвинения государственным должностным лицам, шведские омбуцмены следят за поддержанием режима законности во всех сферах управления. Омбуцман имеет доступ к любой документации. Он вправе запрашивать и получать информацию из любых источников. Он ежегодно публикует свои отчеты в докладах парламенту.

Что касается Великобритании, то здесь институт омбуцмана был введен законом от 1967 года. Данный закон установил компетенцию и порядок деятельности омбуцмана. Данный зкаон наделил английского омбуцмана статусом, эквивалентным статусу судьи выского суда. Омбуцман назначется королевой и имеет право занимать данный пост до 65 лет. Он может быть освобожден от этого поста, но при этом должны участвовать обе палаты парламента. В пределах своей компетенции он рассматривает жалобы граждан на любые действия министерств и ведомств.

Особенность английского омбуцмана состоит в том, что он не может начинать расследование оп своей инициативе. Там, гражданин, чтобы обратиться к омбуцману, должен поджать жалобу не лично ему, а одному из членов парламента, а тот уже обращается к омбудсмену с просьбой провести расследование. Омбудсмен принимает решение, начинать расследование или нет. Сказано, что жалобы принимаются только в письменном виде. По установившейся в Англии практике, омбудсмен, прежде чем начинать расследование, предпринимает попытку склонить конфликтующие стороны к компромиссу. Омбудсмен может проводить открытые слушания, беседы. Указанный закон наделяет омбудсмена правом требования от должностных лиц информации, относящейся к делу. Завершив расследование, Омбудсмен составляет отчет о его результате. Отчет направляется члену парламента (который обратился к нему), руководителю соответствующего ведомства, а то ведомство (либо должностное лицо) обязано проинформировать Омбудсмена, какие меры приняты. Помимо этого, составляется общий ежегодный отчет. В его подчинении достаточно большой штат сотрудников (около 80), которые занимаются сбором информации и т.п. ;0летняя история деятельности Омбудсмена показывает, что этот институт играет очень существенную роль в Великобритании. Ученые-государствоведы (английские и зарубежные) отмечают и некоторые недостатки английского Омбудсмена. Во-первых, отсутствует прямой доступ граждан к Омбудсмену. Во-вторых, его заключения и выводы имеют рекомендательный, а не обязывающий характер. Проблемами совершенствования и обеспечения деятельности английского Омбудсмена постоянно занимается специальный парламентский комитет.

Во Франции институт учрежден в 1973 году, к закону имеется дополнение, согласно французскому закону, медиатор рассматривает жалобы граждан на действия государственных органов и должностных лиц. Сказано, что жалобы могут подавать французские граждане, а также лица, имеющие вид на жительство. Есть такая же норма как и в Англии при подаче жалобы (нужно обратиться к члену парламента). Говорится, что члены парламента могут по собственной инициативе запрашивать медиатора по вопросам, относящимся к его компетенции. Статистика свидетельствует, что количество жалоб ежегодно возрастает. Говорится, что французский медиатор

Наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого чиновника. Может подать жалобу в суд. Он вправе предлагать внесение поправок к текстам действующих законодательных и административных актов. Медиатор может требовать от соответствующих государственных органов любую документацию либо материалы дела.

Для омбудсменов стран Западной Европы зарактерно то, что они обладают правом законодательной инициативы. Они уполномочены вносить в правительство те или иные предложения. Он наделен правом подавать жалобы в Конституционный суд. В настоящзее время учреждаются омбудсмены, которые занимаются вопросами равноправия мужчин и женщин, защитой прав потребителей. Помимо Швеции, институт омбудсмена, который осуществляет надзор за армией, создается и в других странах.

Таким образом, основными демократическими чертами института омбудсмена являются независимость, открытость, доступность для граждан. Всё это приводит к тому, что институт омбудсмена является отличным механизмом для защиты прав и свобод граждан.

Институт уполномоченного по правам человека в России

22.11.1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. В этой декларации предусматривалось создание должностей парламентского уполномоченного по правам человека. Говорилось, что он должен назначаться на срок 5 лет и должен обладать такой же неприкосновенностью, как и депутат РСФСР. Известно, что должность уполномоченного по правам человека была утверждена Конституций РФ 1993 года. Согласно Конституцией, этот институт относится к ведению Государственной думы (она назначает и освобождает от должности уполномоченного).

Дума назначила уполномоченным по права человека Ковалева. В 1995 году он был освобожден от должности.

В 1995-1996 шла работа над проектом ФКЗ «об уполномоченном по правам человека в РФ». В апреле 1996 года закон был принят Думой и направлен в СФ (а тот его отклонил). Он хотел, чтобы в каждом субъекте также была введена должность уполномоченного по права человека.

В декабре 1996года был вновь принят ГД, а в феврале 1997 одобрен СФ. В марте 1997года был официально опубликован и вступил в юридическую силу. Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен никому.

В 1998 году эту должность занял Миронов Олежа.

В ФКЗ сказано, что должность уполномоченного по правам человека утверждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Его деятельность дополняют существующие средства защиты прав и свобод граждан. Основными направлениями деятельность уполномоченного являются:

- анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права

- рассмотрение жалоб и обращений по нарушениям прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению

- развитие международного сотрудничества в области прав человека

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты

- подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направлении его президенту РФ, СФ, ГД, правительству

- выступление с докладами на заседаниях ГД в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан

- должен направлять в ГД специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения или несоблюдения прав человека

- обращение в ГД с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан

- обращение в суды общей юрисдикции и в КС РФ.

- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции в случае грубых нарушений

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по её совершенствованию

- информирование органов государственной влатси и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан РФ

По окончании каленадрного года, уполномоченный делает ежегодный доклад и направляет во все высшие органы гос власти. Также им делаются отдельные специальные доклады, в них обобщены типичнее и носящие массовый характер нарушений прав граждан.

В соответствии с ФКЗ, с Конституцией (Уставом) субъекта, в субъектах может учреждаться должность уполномоченного по правам человека. Кроме того, в субъекта учреждается должность уполномоченного по права ребенка.

В феврале 2004 года истек срок уполномоченного по права человека Олежи Миронова и на эту должность был назначен Лукин (бывший мининдел). Его предложил Путин, поддержана кандидатура была 335 депутатами. В феврале 2009 года, Лукин был вновь назначен на эту должность.

Ему поступает корреспонденция из всех субъектов РФ. Также поступает информация от государств СНГ.