Эволюция типа итальянского палаццо.

Эволюция, в основном, происходит от нового социального и политического уклада жизни. Сильная власть и полиция герцога теперь выполняет функцию защиты герцога, которую прежде искали в палаццо – крепости. Отсюда городской дворец в плане и внешнем облике всё более теряет свой прежний характер неприступности. Намечается тенденция к раскрытию (в сторону сада) прежде всегда замкнутого внутреннего двора. Усложняется быт светской жизни, это влечёт увеличение штата прислуги, а в архитектуре палаццо это вызвает введение в постройку одного или двух дополнительных служебных полуэтажей, обычно над главным. Фасад от этого часто менялся; - над полосой высоких окон основного этажа часто вырастал высокий «лоб» стены с рядом низких «мезонинных» окон служебных полуэтажей.

Искусство и архитектура в целом получают придворный характер.

 

О зодчих.

Обеднение среднего городского сословия, отсутствие заказов приводит к началу странствования художников. Они стекаются ко дворам крупных феодалов, часто становятся членами аристократического общества, которое формирует мировоззрение художников - противопоставление аристократическому идеалу «благородного» интеллигента остальной массе – становится определяющим в мировоззрении художника. Повышенную ценность приобретает теперь творческая индивидуальность художника, его почерк, личная манера мастера.

В архитектуре XVI в. изменяются композиционные приёмы. Центричность сменяется теперь осевым, протяженным построением композиций. Всюду, где возможно, квадратный план уступает место вытянутому, круг – удлинённому овалу.

Середина XVI в. в Италии – время создания многочисленных художественных академий, которые были, в отличие от частных школ и кружков, крупными общественными организациями (академия рисунка во Флоренции, созданная Вазари в 1560 г.). В академии изучали творчество великих мастеров «золотого века» - Браманте, Рафаэля, Микеланджело.

В эпоху Ренессанса зодчие проявляли повышенный интерес к теории архитектуры. Трактаты Альберти, Филарете, Франческо ди Джорджо Мартини, записей

Леонардо да Винчи и др. основаны на широком, универсальном понимании архитектуры и наряду с вопросами архитектурной эстетики (ордер, пропорции, оптическое восприятие) включают в себя такие отрасли, как строительные материалы и техника, градостроительство, фортификация и пр.

Ил. Образцом для них служит античный трактат Витрувия.

В XVI в. характер теоретической литературы резко меняется. Он теряет свой энциклопедизм и сосредотачивается на более узких проблемах теории ордера (канонизировать её).

Пример. Виньола «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) – евангелие всего будущего Классицизма. Дает абстрактные схемы не учитывающие реальных условий .

Паллацио «Четыре книги об архитектуре» (1570). В отличие от книги Виньолы у Паллацио не утрачена живая связь с реалистическими началами классики, которая им осваивалась через Витрувия и через исследование древних памятников.

Винченцо Скамоцци «Идея универсальной архитектуры» (1615). Непосредственные наблюдения подводятся под традиционные, ставшие книжными схемы и категории.

 

Основы классицизма

В архитектуре Флоренции XVI столетия развивается классицизм с его высокой гражданской культурой и высоким гуманизмом, несущим в себе элементы народности.

Происходит искание новых архитектурных систем и форм пространственно развитой композиции.

Широко вводится элемент регулярности не только в здание, но и в прилегающего к нему природную среду (сад или парк). Планировка зданий становится менее замкнутой, принимает форму регулярной, осевой, протяжённой композиции.

В Палаццо применяется сквозная ось, объединяющая вход, внутренний двор, открывая через двор перспективу вдаль.