V Человек как предмет естественнонаучного познания.

ЛЕКЦИЯ 5

V Строение планеты земля

Центральная часть нашей планеты, это горячее ядро, которое до нынешнего времени, остаётся активной живущей звездой. Далее, на глубине примерно 4500 км от поверхности, звёздная плазма остывает, переходит в стадию газообразной материи. Потом, чем дальше от центра, примерно, в 3000 км от поверхности, переходит в стадию жидкости и густую аморфной мантию - смесь газов, жидких веществ и твёрдых фракций. На глубине 2000 км от поверхности, мантия обретает плотное аморфное состояние, а на глубине 1000 км, начинает преобладать кристаллическая фаза.

В мантию и далее в твёрдую кору, пробиваются отдельные потоки высокотемпературной плазмы из ядра, они расплавляют вещество мантии, вызывают её кипение и создают в ней течения. В твёрдой коре эти потоки, создают области вулканической магмы, которые время от времени пробиваются на поверхность в виде вулканов.

Кора планеты состоит из континентальных плит, которые медленно дрейфуют, образуют горы, трещины, равнины, впадины. Но чем более древня планета, такая как Марс, тем этот процесс медленней, и в конечном итоге останавливается вообще. Остаются только вулканические разломы, которые есть даже на лунах Юпитера, несмотря на их очень древний возраст.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек- биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1) что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано.

Поисками границ между биологическими и специфически человеческим занимается наука , получившая название социобиологии . Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.