Консерватизм.

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина «conserve», что означает «сохранять». Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729-1797 гг.). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, - утверждал Берк, - возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона - в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе считает абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. В действительности, человек не может быть свободен от общества. Кроме того, природные различия людей делают невозможным никакое равенство: ни политическое, ни правовое. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенство и гражданские права - тоже фикция. Природа, а затем и человеческое общество, и государство создаются и развиваются по воле Бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753-1821 гг.), бывшего политическим деятелем, дипломатом различных европейских монархий.

Революцию де Местр воспринимал, как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению де Местра, всегда производят большее зло, чем то, что хотят исправить.

Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы, создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков. Конституция не может быть неизменной, ибо меняются потребности людей в свободе и правах.

Отсюда де Местр делает вывод, что Франции следует вернуться к своей старинной конституции, восстановить былую роль религии, власть короля, отказаться от просвещения и образования - тогда она вновь станет украшением Европы.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественное договора и опирается в своем подходе на теорию естественноисторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно там сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения.

В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций. Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности. Но в связи с этим считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.