Мировоззрение: его структура, уровни и исторические формы.

Лекции по философии

Оформление издаваемых конфиденциальных документов

Официальные конфиденциальные документы должны быть оформлены и удостоверены в установленном порядке. Чертежно-графические документы оформляются в соответствии с нормами, существующими для систем проектной, конструкторской и технологической документации, при этом оформление конфиденциальных документов отличается от оформления открытых документов только проставлением грифа конфиденциальности и номеров экземпляров. Текстовые документы оформляются по установленным правилам оформления различных систем управленческой документации. Самой многочисленной по составу и объему документов, присущей всем организациям 12, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, является система организационно-распорядительной документации, применяемая для фиксации решений административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности организаций. Порядок оформления конфиденциальных организационно-распорядительных документов в значительной степени совпадает с правилами оформления открытых документов, но вместе с тем имеет и существенные отличительные особенности. С учетом того, что порядок оформления организационно-распорядительных документов, по сравнению с порядком оформления документов, входящих в другие системы управленческой документации, с одной стороны, является наиболее сложным, а, с другой стороны, в значительной мере применим к этим системам, в данном подразделе рассматривается именно этот порядок. Состав организационно-распорядительных документов определен Общероссийским классификатором управленческой документации и Унифицированной системой организационно-распорядительной документации. Значительная их часть используется для отображения (фиксирования) информации, составляющей коммерческую и служебную тайну.


 

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое биологическое существо, а затем он упорядочивает и гармонизирует себя как личность, осмысливает окружающее, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы жизни, ищет и формулирует смысл жизни. Человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

Термин «мировоззрение» в русском языке появился в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на мир». Философский энциклопедический словарь (М., 1989. С. 375) мировоззрениеопределяет как «систему взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Предмет мировоззрения - отношение между миром и человеком, т.е. как человек относится к миру и как мир относится к человеку, по представлению своих людей.

Основными структурными элементами мировоззрения являются: знания, ценности и программы действия. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. В мировоззрение входят обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Кроме знаний в мировоззрении формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), складываются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Поведенческая– принципы и нормы поведения. Норма – правило той или иной деятельности. Принцип – первое правило (основополагающее) той или иной деятельности. Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования.

Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья.

В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-теоретический уровни осмысления. Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни стихийно складывающееся мировоззрение, основанное на здравом смысле и повседневном опыте. Его нередко называют «жизненной или житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания и принадлежит философия. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью. Теоретически оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации.

На протяжении своей истории человечество выработало несколько форм мировоззрения.

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества; универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, целостное (синкретическое) мировоззрение, объединяющее в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Исконное назначение мифологии состояло в том, чтобы задавать общие координаты положения социума в системе мироздания. Миф – мировоззрение, выступающее фактором социализации человека через следование ритуалам. Миф формирует систему запретов (табу) и стереотипов, создавая устойчивые образы. Для мифологического мировоззрения характерен антропоморфизм, то естьнаделение явлений природы человеческими качествами. Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифологии – генетический. Объяснения по поводу происхождения мира, явлений природы и социальных образований сводятся к рассказу – кто кого породил. При этом происходит невольное отражение норм поведения той социальной группы, к которой принадлежит автор-рассказчик мифа, на поведение богов и героев.

С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало «мифов» и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия – форма мировоззрения, предполагающая веру в Сверхъестественное (Бог, боги, Абсолют и т.д.), а также основанные на этой вере особые культовые практики. Объект познания – сверхъестественное (формируется идея бога как неземной, недоступной чувственному восприятию, поэтому сверхъестественной сущности). Основной метод познания – вера в божественное «откровение», данное через пророков, закрепленное в священных книгах (например, Библии). Неотъемлемой чертой религиозных представлений является их догматизм. В религии огромное значение имеет мнение авторитета – бога, пророка, святого, текст писания. Общими чертами всех религий (в собственном смысле этого слова) является поиск высших ценностей, истинного пути жизни, ведущего к ним.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религии является то, что ее представления подлежат восприятию только верой, а не разумом. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом. Доминирующее положение в религии занимают культовые действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).

Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм. В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества.