Тенденции и факторы международной интеграции.

МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.

Социальная политика государства – это деятельность государства и общественных институтов, направленная на повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

1) Государственная программа «Культура»;

2) Республиканская программа «Здоровье»;

3) Государственная программа развития спорта и туризма;

4) Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

5) Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

6) Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».

Обобщающим показателем социального развития страны является - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ИРЧП состоит из:

1) Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении

2) Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

3) Индекс грамотности взрослого населения

4) Совокупный индекс достигнутого уровня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу

 

Другие характеристики социальной сферы:

1) Удельный вес расходов на здравоохранение.

2) Удельный вес расходов на образование

3) Количеству врачей на сто тысяч человек населения.

4) Уровень детской и материнской смертности.

5) Устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества.

 


7.1. Тенденции и факторы международной интеграции.

7.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.

7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации.

Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов:

1) углубление международного разделения труда, специали­зация и кооперация производства;

2)ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;

3) расширение региональных группировок;

4) формирование региональных рынков;

5) интернационализация хозяйственной жизни;

6) создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

 

После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. К настоящему времени Беларусь установила дипломатические отношения со 162 государствами. Республика имеет 65 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 12 отделений посольств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств, 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учрежде­ний и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств.

Активно развивается и внешняя торговля Республики Беларусь со странами мира.

Основными задачами внешней политики Республики Бела­русь являются:

• содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепри­знанных принципах международного права;

• равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостоя­ния народа, развития политического, экономического, интел­лектуального и духовного потенциала государства;

• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

• содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

• содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

• расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

• привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

• участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.