Французский Ренессанс.

Формирование французского Возрождения приходится на 15 век. Это время окончания Столетней войны (1337-1458 гг.) и начало противостояния с империей Габсбургов. Происходит объединение французских земель и создание абсолютной монархии во главе с королём.

Искусство Франции имеет ряд особенностей:

· Решительное непринятие готических традиций.

· Определяющую роль в развитии искусства играл король и его свита. То есть французское искусство Ренессанса носило придворный характер. Только в литературе просматривается связь с фольклором и народом.

· Богатство и наследие итальянского Возрождения пристально изучается и переосмысливается в соответствии с французскими национальными традициями.

Первым крупным художником французского Возрождения был Жан Фуке(1420-1481). Являясь придворным живописцем Карла VII и Людовика XI, он в основном занимался написанием портретов и созданием религиозных композиций.

Творчество художника строится на внимании к деталям, точности и объективности. Своих героев Фуке не украшает, но придаёт их фигуре благородство и величественность. Так в портрете Карла VII (1444-1451) мы обращаем свой взгляд на уставшее лицо правителя, но одновременно каждая деталь персонажа говорит о королевском ранге. Наиболее ярко тенденции Возрождения проявились в «Меленском диптихе» (1451-1454 гг.). На левой створке изображён донатор – Этьен Шевалье и покровитель Святой Стефан, на правой – Мадонна с младенцем. Святой и донатор практически занимают всю плоскость картины и, несмотря на аскетичность, не выглядят отрешёнными. В образе Мадонны Фуке показывает нам придворную даму. Мраморная белизна кожи выделяется на фоне роскошного трона.

Таким образом, Фуке переосмыслил традиции итальянского и фламандского Возрождения и заложил основы французского искусства Ренессанса.

С начала 16 века Франция представляла самое большое абсолютистское государство Европы. Центром культуры становится королевский двор, особенно Франциска I, знатока и ценителя итальянского искусства. Именно при нём начинаются изменения во французской архитектуре. Хотя замки и сохраняют рвы, донжоны и подъёмные мосты, изменяется внутренний декор, возрождается применение ордерной системы, большая роль отводится пилястрам. Высокие, декорированные орнаментом антаблементы, карнизы подчёркивают деление фасада Лувра на 3 этажа (архитектор Пьер Леско, 1510-1578). Замок в Фонтенбло удивил французское общество живописью, орнаментальной лепкой, круглой скульптурой.

Возрождение в Северной Европе не представляет собой какого то единого процесса. В каждом из государств оно протекало по-своему, но базировалось Возрождение в основном на переосмыслении итальянского наследия. Северный Ренессанс создал возможность для дальнейшего совершенства национальной живописи, приобретения национального колорита, но подчинённого идеалу совершенного человека.