Творчество Леонардо да Винчи.

1.

Главной заслугой Джованни Беллини является то, что он усовершенствовал технику живописи маслом.

В истории итальянского Возрождения 15 веку принадлежит исключительная роль. Это был период. Когда архитектура, живопись, скульптура постепенно освобождались от тяжести готических традиций, от упрощённого понимания античности.

В основе положительных изменений лежало много причин, но главными были тесная связь искусства с наукой, обращение к природе и человеку. Отличия в экономическом и политическом развитии различных районов Италии предопределили многочисленные школы и центры. Таким образом, искусство Раннего Возрождения создало принципиально важные предпосылки нового периода в развитии искусства – Высокого Возрождения.

Лекция 17. Высокое Возрождение.

1. Творчество Леонардо да Винчи.

2. Творческий путь Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти.

3. Высокое Возрождение в Венеции.

В конце 15 века Италия в борьбе с Нидерландами, Португалией быстро утрачивает своё могущество. Начинается затяжной социально-экономический и политический кризис. Но в трудное время в Италии начинается «золотой век» Возрождения – Высокий Ренессанс. Искусство было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы и разум человека, в торжество прогресса. На первый план выдвигаются проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образа прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека – героя.

Леонардо да Винчи (1452-1519) вошёл в историю мировой культуры как гениальный живописец, скульптор, архитектор, учёный-экспериментатор. Научные открытия в астрономии, гидродинамике, географии, воздухоплавании на 2-3 века опередили его эпоху.

Жизненный и творческий путь гения был очень сложным и разделяется на периоды. Большое влияние на раннего Леонардо да Винчи оказал его учитель – Андре Вероккио. Уже в первых работах художник пытается отойти от детальности и излишней подробности к передаче глубины человеческих чувств («Мадонна Бенуа», 1478., «Святой Иероним», 1480 г., «Поклонение волхвов», 1481-1483 гг.). Все эти произведения написаны во Флоренции, но они не закончены. Леонардо да Винчи как живописцу «мешало» занятие наукой и желание решить в картине какую-либо сложную техническую задачу.

Самым плодотворным периодом жизнедеятельности Леонардо да Винчи был Миланский период – 1482-1499. Своё мировоззрение и творческие принципы живописец отражает в модели конного монумента Франческо Сфорцы (1498 г.), алтарной композиции «Мадонна в гроте» (1483-1494 г.) и росписи «Тайная вечеря» (1495 – 1497 гг.).

«Мадонна в гроте» становится первой работой зрелого Леонардо да Винчи. Бесконечное разнообразие природы, нависающие скалы, высокое голубое небо, причудливая игра тени и света составляют содержание композиции: проникновение в таинства мироздания, сопоставление живого и мёртвого, торжество разума. Стоит признать, что идея алтарной композиции до сих пор для многих остаётся непостижимой.

В трапезной миланского монастыря в 1495-1497 гг. живописец создаёт фреску «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи разворачивает перед нами истинно человеческую драму предательства. Мастер передаёт впечатление от своих сказанных слов, душевное движение учеников Христа, потрясённых тем, что среди них предатель. Черты лица, руки, движения каждого из апостолов раскрывают человеческую сущность каждого с потрясающей психологической глубиной. Смятение, гнев, возмущение, сомнение и надежда читаемы в их лицах и движениях.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию. Но последние годы жизни гения – это череда скитаний между Флоренцией, Миланом и Римом. Но этот период знаменателен написанием ещё одного известного полотна – портрет «Мона Лиза» (1503 г.). Главную роль в произведении играл свет, который то становился ярким, то незаметно обволакивал тело.

К сожалению, ученики и последователи Леонардо да Винчи так и не смогли понять главного в творчестве своего учителя и переняли только внешнее в технике написания.