Флорентийское Кватроченто.
1.
В начале 15 века в искусстве Италии происходят кардинальные изменения, связанные с окончательной победой мировоззрения Ренессанса. Творчество мастеров данного периода подчинено гуманистическим идеалам. Пред нами появляется фигура человека-героя, жизнь которого поднята над повседневностью. Творцов интересует острая индивидуальность своих персонажей, их глубина и многоварриативность, богатство проявления человеческих чувств.
Для искусства Кватроченто характерно широкое применение античного, готического и проторенессансного наследия. Но обращение к данным стилям было более целенаправленным и глубоким, не представляло собой простое копирование тех или иных приёмов. Художники осознавали дух и содержание эпох для построения нового как на подобии, так и на отрицании.
Первую роль в Кватроченто сыграла Флоренция. Богатый город становится центром художественной культуры итальянских земель. Развитие искусства во Флоренции предопределило творчество Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло(1386-1466), Мазаччо (1401-1428), Сандро Боттичелли(1445-1510).
Филиппо Брунеллескистал родоначальником Возрождения в архитектуре. Для творчества великого зодчего характерно:
· Новое свободное применение ордерной системы.
· Новое применение аркады.
· Создание «парусного» свода путём объединения арки и колонны.
Всё это нашло своё отражение в возведении купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (первая половина 30 – х г. 15 века), Воспитательного дома (20 – е г. 15 в.), церкви Санта-Кроче во Флоренции (1430-1440 гг.). Филиппо Брунеллески создаёт и свой образ светского городского дворца, который богато украшен ордерной системой, антаблементом, разделяющим здание на два этажа и завершающего третий этаж.
Донателлопрошёл творческий путь от готических традиций к идеалам Ренессанса. Он вводит в ваяние новые моменты, объединив традиции античных и средневековых мастеров. Донателло утверждает нравственную и эстетическую ценность человеческой личности.
· Монументально свободно стоящая статуя.
· Статуарная пластика.
· Создание сложных алтарных композиций.
· Конный монумент.
В начале 15 века он возвращается к постановке человеческого тела в рост по законам пластики разработанными ещё античным скульптором Поликлетом. В фигуре апостола Марка (10-е годы 15 века, Флоренция) просматриваются античные тенденции. Апостол опирается на правую ногу, а левая нога отодвинута назад и согнута в колене. Реалистически выглядят и Святой Георгий (1415-1417, Флоренция) и пророки колокольни Джотто (1416 – 1430, Флоренция). Святой впечатляет нас невозмутимым спокойствием и свободой. Пророки выполнены с конкретных людей и, по сути, являются портретами.
Донателло является автором конного монумента. Он изобразил маршала Эразмо де Нарни (1443-1453, Падуя). Величественно и монументально изображён командующий наёмного войска. И хотя маршал одет в доспехи, голова обнажена, а поэтому является портретом. Само изображение схоже с известной статуей императора Марка Аврелия. В Падуе мастер создаёт ансамбль алтаря базилики Св. Антония (1447-1450). Он насчитывает 7 бронзовых статуй и 20 рельефов.
И если Донателло совершил переворот в скульптуре, то Мазаччорешил проблемы, поставленные Джотто за сто лет до рождения мастера. В первых работах – «Подать», «Изгнание Адама и Евы из рая» (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) мы видим основополагающие принципы живописи нового искусства, на которых впоследствии учились великие мастера:
· Учёт линейной и воздушной перспективы.
· Связь между изображаемыми и пейзажем.
· Передача психологического состояния.
· Впервые изображены обнажённые тела.
· Естественное освещение.
Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и одновременно естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная роль художника в искусстве.
Сандро Боттичеллистал выразителем интересов одного из меценатов развития искусства во Флоренции Лоренцо Медичи. Именно гений Боттичелли стал высшей точкой флорентийского Кватроченто (к сожалению, мы практически ничего не знаем о его жизни). Оба его произведения известны во всём мире – «Рождение Венеры» (1483), «Весна» (1478).
Для картин Боттичелли характерны декоративность, нарядность, лиричность, романтический характер образов, фантастический пейзаж, лёгкость фигур. Художник создаёт определённый тип женского лица: пухлые губы, заплаканные глаза, овальное лицо. Впоследствии данный тип лица использовали и другие художники.
В картине «Рождение Венеры» Боттичелли создаёт образ обнажённой богини, рождённой в морской пучине – это классическая стыдливая Венера, которая воплощает в себе целомудренную и чувственную любовь.
Флорентийская школа Раннего Возрождения оставила след во всём искусстве. Она первой решила проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения.