Эллинистическое искусство.

4.

Как и прежде первую роль в искусстве Др. Греции играет архитектура, которая в эпоху эллинизма стремится к монументальным формам. С семи известных чудес света три были построены именно в описываемый отрезок – маяк на о. Фарос, Колос Родосский, Алтарь Зевса в г. Пергам.

Маяк был построен в 285-280 гг. д.н.э. архитектором Состратом Книдским. На квадратном основании равном 30 м. находилась 4-гранная башня высотой 60 м., а на ней 8-гранная башня, облицованная мрамором. Источником света был огромный костёр, отражение которого с помощью сложной системы зеркал из бронзы и стекла передавалось на 50 км.

Колос Родосский создавался как символ величественного бога солнца Гелиоса, который был покровителем острова. Предположительно монумент был завершён в 305 г. д.н.э. Скульптор Харес решил довольно сложную задачу. Колос был высотой 36 м, а опорами стали ноги и столб, спрятанный в плаще бога. В 227 г. д.н.э. землетрясение разрушило верхнюю часть Колоса.

Алтарь Зевса, построенный 180 г. д.н.э. в Пергаме был посвящён победам над галлами. Основную нагрузку несёт фриз здания, на котором мы видим аллегорические битвы людей с гигантами, где под гигантами понимаются галлы.

Первую роль в эллинистической скульптуре играет монументальный портрет-статуя, которая носит придворный характер. Правители изображаются в образе богов и мифических античных героев. В скульптуре выделяются три школы – Александрийская, Пергамская, Родосская. Наиболее известными являются Пергамская и Родосская школа. Основной темой Пергамской школы – это битва богов и гигантов, символизирующая сражение эллинов и варваров. Схватка передаётся в виде переплетения тел в борьбе за жизнь. Примером являются произведения «Галл, убивающий себя и жену», «Умирающий галл». Для Родосской школы характерен элефантизм.

Во всех скульптурных композициях эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперёд. Кульминационной точкой становится статуя Ники Самофракийской, принадлежащая скульптору Харесу. Вихрь – это символ шедевра.

Живопись в эллинистический период также сделала шаг вперёд. Так художники начали передавать эмоциональное состояние изображаемых персонажей. Это происходило путём подчёркивания жестов, взглядов, положений тела. Выделяется батальный, исторический жанр живописи. Развивается портрет, пейзаж и натюрморт. Часть мозаик Помпей является копией работ древнегреческих мастеров. Так нам известно портрет Александра Македонского. С помощью тонов и полутонов мастера передали не только объём, но и эмоции императора, воинов. Данная мозаика является копией картины Филоксена.

Классика стала вершиной древнегреческого искусства, но социально-политические изменения способствовали появлению новых черт в художественной культуре. Наследие эллинизма правдиво отразило ушедшую демократию, и мастера, пытаясь искусственно продолжить традиции классики, оказываются бессильными это сделать из-за ощущения трагизма и безысходности жизни.

Лекция 8. Искусство Римской республики.

1. Формирование древнеримской культуры.

2. Развитие древнеримской архитектуры.

3. Римский скульптурный портрет. Скульптура.

4. Живопись.