Развитие архитектуры в 5-4 вв. д.н.э.

1.

Создав тип храма-периптера, решив проблемы пластики мужского и женского тела, разработав сложные многофигурные композиции в вазописи, архаическое искусство заложило основы всей художественной системы следующего периода.

 

 

Лекция 7. Искусство Др. Греции в 5-1 вв. д.н.э.

1. Развитие архитектуры в 5-4 вв. д.н.э.

2. Скульптура и живопись Др. Греции в эпоху классики.

3. Характерные черты искусства эллинизма.

4. Эллинистическое искусство.

 

С второй половины 5 в. д.н.э. в художественной культуре Др. Греции начинается классический период. Небывалый расцвет охватывает все виды искусства, где в полную силу раскрываются эстетические идеалы греческого народа. Настоящим центром культурной жизни становятся Афины. Во время правления Перикла начинается строительство главного архитектурного ансамбля Афин – Акрополя. Автором был афинский архитектор Фидий (500-430 гг. д.н.э.). В афинский Акрополь входили Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос, Пинакотека и храм Эрехтейон. Кроме Фидия архитекторами были Мнесикл, Калликрат, Финокл, Иктин.

Парадным входом в Акрополь являлись Пропилеи (Мнесикл 437-432 гг. д.н.э.), они были обращены к городу в форме двух дорических портиков. Сразу за входом слева была расположена картинная галерея – Пинакотека. Это был первый в мире художественный музей. Пинакотека была создана в честь победы над персами. В галерее хранились живописные полотна Полигнота и других художников, в которых были запечатлены воспетые Гомером сцены Греко-Троянской войны. Справа от входа на выступе стоял небольшой храм Ники Аптерос (Калликрат 427 – 421 гг. д.н.э.). Около храма находилась деревянная статуя богини, но без крыльев.

Парфенон был связующим звеном Акрополя. Он находился в центре застройки. Как и большинство греческих храмов это был периптер (70х31 м). Здание строгой прямоугольной формы, окружённое дорическими колонами (46 высотой 10 м). Фриз здания представлен в виде сложной рельефной композиции. Скульптор изобразил 350 человек и 250 животных. Фидий на восточном фризе фронтона показывает историю города, а на западном фризе известный спор Афины и Посейдона за право покровительства Афинами. Скульптурные композиции западного и восточного фронтонов Парфенона воплощают пластическое совершенство богов и героев древних легенд; фигуры в основном изображены обнажёнными, так как греки творили богов по своему образу и подобию. Благодаря природным свойствам использованного при строительстве мрамора в разное время суток храм представал в различном цвете.

Рядом с Парфеноном находился Эрехтейон. В полу храма отчетливо было видно отверстие, по легенде оставленное трезубцем Посейдона во время ссоры с Афиной. Храм разделялся на 3 святилища – Афины, Посейдона, Эрехтея.

Ансамбль афинского Акрополя пробуждал у каждого грека радостное мироощущение, глубокое эстетическое чувство личной причастности к великим свершениям художественного гения. Грек, смотря на любой из памятников ансамбля, ощущал личную гражданскую свободу, любви к Родине.