Вавилоно-ассирийское искусство.

3.

К сожалению, мы мало знаем о развитии культуры Междуречья в 20-18 вв. д.н.э. Войны не оставили нашим современникам памятников архитектуры и скульптуры.

Старовавилонское царство достигло расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. д.н.э.). Искусство государства основывалось на шумеро-аккадском наследии. Правление Хаммурапи можно назвать золотым веком литературы, так как именно в годы его правления был создан «Эпос о Гильгамеше». Чтобы прославить своё имя в истории правитель приказал воздвигнуть памятник. Строительство медного памятника продолжалось 10 лет, но не было завершено. Однако законы Хаммурапи скульпторы выгравировали на Стеле Хаммурапи.

В 14 в. д.н.э. ассирийцы завоевали Вавилон и объединяют под своей властью всё Междуречье.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ассирийскую империю в чем-то можно сравнить с Римской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитаристскими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи.

В архитектуре происходят изменения. Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Храмы сохраняют террасообразную форму, но теперь они становятся квадратными по периметру. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и покоями царя. Центром архитектурного ансамбля становится царский дворец. Дворец демонстрировал богатство своего владельца и естественно всего государства. Ярким примером является дворец Саргона II в г. Дур-Шаррунин. Причём дворец занимал полгорода. Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Внутрь дворца вели 2 массивных ворот, пролёты в которых были украшены статуями крылатых быков с человеческими головами - Шеду. Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную мощь и физическое превосходство. У юго-восточных ворот находились человеческие фигуры. Изображаемые войны прижимали к груди львов, можно предположить, что они символизировали собой непоколебимость власти самодержца. Пролёты ворот были сводчатые и украшены глазированным кирпичом. В интерьере дворца можно было увидеть не только орнаментированные колонны и полуколонны, но и многочисленную мелкую пластику.
О развитии скульптурымы можем судить, основываясь на изучении рельефов в царских дворцах. Сюжеты восхваляют правителя. Особенно богат рельефами дворец Ашшурбанипала (668 – 635 гг. д.н.э.). На рельефах встречаются батальные сцены, пиры, охота, пытки врагов. После смерти Ашшурбанипала ассирийское государство приходит в упадок и постепенно утрачивает своё могущество..н.э.нию, мы мало знаем о развитии культуры Междуречья в 20-18 вв.

Следующий подъём цивилизации приходится на правление царя Навуходоносора II (605-562 гг. д.н.э.). Вавилон становится самым богатым городом и столицей всего региона. В городе проживало около 200 тыс. людей, Вавилон занимал площадь в 405 га. Правление Навуходоносора II – это период капитального строительства Вавилона. Город окружается неприступной стеной с множеством ворот. Самыми величественными становятся «Ворота богини Иштар». Это были 4 квадратные башни, соединённые арочным пролётом. Внутренние стороны башен украшались изображениями быков, драконов, грифонов. Мастера сумели дополнить плитку орнаментом – фризом, который размещался внизу и верху башен. От ворот шла «дорога процессий». Она вела к главному храму – Эсогилу, построенному в честь бога Мардука. Дорогу с двух сторон ограничивали высокие зубчатые стены. Стены также были декорированы фризом и изображениями львов. Вся дорога была логической частью храма Эсогила, что должно было внушить любовь к богу.ога процессий"

В это время начинается строительство одного из чудес света – висячих садов Семирамиды. В архитектурном плане это была четырёхэтажная платформа, поддерживаемая 25 колоннами. Каждая платформа имела сложное четырёхслойное покрытие: тростник, кирпич, свинцовые плиты, плодородная почва. В одной из колонн находились трубы, по ним на верхний ярус поступала вода. Вторым памятником эпохи являлся храм Бела. Храм состоял из 7 ярусов (высота – 90 м.). Каждый уровень был раскрашен в свой цвет: чёрный, белый, красный, синий, алый, серебро, золото.

 

 

Лекция 6. Искусство Др. Греции.

1. Характерные черты искусства Др. Греции в 11-6 вв. д.н.э.

2. Гомеровский период древнегреческого искусства.

3. Архаический период древнегреческого искусства.