Европейская экономическая комиссия ООН — ЕЭК ООН

Деятельность международных межправительственных организаций в области стандартизации и сертификации продукции

ЕЭК в области стандартизации в качестве основной задачи ставит разработку основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определение здесь приоритетов.

Цели ЕЭК в области стандартизации:

· содействие внедрению международных стандартов;

· устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;

· установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

· унификация оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам с целью ускорения их внедрения.

Основные направления деятельности ЕЭК в области стандартизации:

· оказание содействия правительствам стран—членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации; ускорение международной стандартизации в приоритетных областях; координация усилий всех стран, занятых вопросами стандартизации. В этих целях ЕЭК при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает «Перечень ЕЭК ООН по стандартизации», охватывающий сектора, по которым правительства считают необходимым разработать правила: (1) здравоохранение и техника безопасности; (2) охрана окружающей среды; (3) борьба с загрязнениями; (4) рациональное использование энергии и сырья. Общим для выделенных приоритетов является отсутствие согласованных стандартов, что негативно отражается на международной торговле.

· рекомендация мер координации деятельности в области стандартизации, относящихся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизированным с ними национальным нормативным документам. На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: ло начала работ необходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам; при выработке новых стандартов по возможности следует идти от международного уровня к региональному;

· рекомендация мер по гармонизации стандартов. В своих рекомендациях по гармонизации стандартов ЕЭК отмечает необходимость: четкой увязки деятельности по гармонизации с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством; правильного выбора нормативного документа для гармонизации;

· рекомендации мер, касающихся порядка использования международных стандартов в национальной стандартизации. При разработке национального стандарта в качестве основы рекомендуется использовать международные стандарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальные стандарты других стран. При этом в текстах национальных стандартов рекомендуется давать указания об их соответствии международным (региональным) нормативным документам либо об отклонениях от них.

· выработка приоритетных направлений по стандартизации. Наиболее значительный документ среди принятых в рамках ЕЭК — Комплекс рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации. В нем содержится свод принципов, обобщающих деятельность в области стандартизации ИСО, МЭК и других организаций за период с 1970 г. и определены основные приоритетные направления и задачи для стандартизации: (1) здравоохранение и обеспечение безопасности; (2) улучшение окружающей среды; (3) содействие научно-техническому сотрудничеству; (4) устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием отсутствия гармонизации нормативных документов. Рекомендации ЕЭК ООН по политике в области стандартизации обычно представляют собой дополнение к подобным разработкам других организаций, а не их дублирование;

· разработка рекомендаций в области гармонизации стандартов и технических требований. Рекомендации: (1) «Международная гармонизация стандартов и технических предписаний»; (2) «Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации». При разработке технических требований и методов испытаний продукции вспомогательные органы ЕЭК используют рекомендации Рабочей группы по политике в области стандартизации. Все документы, разрабатываемые в рамках ЕЭК (правила, стандарты, рекомендации), носят добровольный характер, и каждая страна устанавливает порядок их применения исходя из своих интересов и возможностей. В ЕЭК ведется работа в общеевропейских масштабах по согласованию норм безопасности в области перевозки опасных грузов, приведшая к появлению целой серии стандартов в данной сфере.

· разработка рекомендаций по заключению международных соглашений по сертификации. Принятые в 1988 г. рекомендации «Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации» призваны содействовать заключению двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации. Основанием для таких соглашений должны быть взаимовыгодные условия экономического сотрудничества. Соглашения содержат следующие условия: (1) открытый характер для присоединения другой страны, готовой принять действующие правила и обязательства; (2) равенство прав, обязанностей и режима импортируемых товаров и произведенных внутри страны; (3) взаимное признание результатов испытаний, проводимых в стране поставщика для установления соответствия товара требованиям стандарта; (4) наличие квалифицированного персонала и надлежащей испытательной базы для уверенности и гарантии соответствия процедуры сертификации требованиям соглашения; (5) гармонизацию национальных стандартов;

· разработка мер, которые могут способствовать достижению взаимного доверия к технической компетентности, надежности и беспристрастности национальных систем сертификации и тех организаций, которые в них участвуют. К числу таких мер ЕЭК относит: (1) обмен информацией о национальных системах сертификации, их технических возможностях, квалификации персонала, информирование друг друга по различным проблемам; (2) взаимный допуск экспертов к системам для ознакомления с методами контроля и надзора; (3) развитие технического и административного сотрудничества; (4) унификация критериев обеспечения качества, наличие методов защиты зарегистрированных торговых марок;

· разработка нормативной базы сертификации, которая должна основываться на международных стандартах в тех областях, где они существуют, либо на гармонизированных национальных и региональных нормативных документах. Различия в требованиях национальных стандартов к безопасности продукции и ее совместимости являются главным препятствием в торговле;

· создание системы сертификации (омологации) вспомогательного оборудования дорожных транспортных средств. Международное соглашение в этообласти (подписано в Женеве в 1958 г.), именуемое «О принятии единообразных условий официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств», предусматривает, что сертификация транспортного средства требует оснащения его определенными устройствами (предметами оборудования), влияющими на безопасность дорожного движения. Соглашение было подписано на межправительственном уровне;

· сотрудничество с международной конференцией по аккредитации испытательных лабораторий — ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference — ILAC) (создана в 1977 г., является форумом, а не организацией). Основное направление деятельности ИЛАК — содействие признанию результатов испытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем аккредитации испытательных лабораторий. ИЛАК оказала значительное воздействие на принятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, устанавливающих требования к аккредитуемым испытательным лабораториям, органам по аккредитации и сертификации.

Вопросами стандартизации, сертификации, качества в ЕЭК ООНнаряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации занимаются специализированные комитеты: (1) Комитет по сельскому хозяйству — разрабатывает рекомендации по стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции; (2) Комитет по лесным товарам — стандартизация и сертификация, контроль качества лесных товаров; (3) Комитет по транспорту — вырабатывающий Правила ЕЭК ООНпо омологации транспортных средств, на основе которых была создана система омологации оборудования дорожных транспортных средств; (4) Комитет по населенным пунктам — соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции; (5) Комитет по развитию торговли — стандартизация торговых документов; (6) Рабочая группа по углю — международные системы классификации угля.

 

6.2.2. Всемирная торговая организация — ВТО

ВТО в области стандартизации ставит своей задачей приведение в соответствие нормативных документов, действующих в странах-членах, с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле и, в частности, Кодекса по стандартам, который входит в это Соглашение. Основные требования Кодекса по стандартам касаются вопросов стандартизации, оценки соответствия, информации.

В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле. Стороны должны гарантировать, что при разработке, принятии и применении технических регламентов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. Этого можно реально достигнуть путем использования международных стандартов. В этом случае при разработке национального технического регламента или стандарта необходимо убедиться в наличии соответствующего международного стандарта (или его проекта) и принять его за основу (полностью или частично) разрабатываемого нормативного документа. Если такого международного стандарта нет или если требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут повлиять на торговые отношения других сторон, необходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам, а именно:

опубликовать как можно раньше уведомления для заинтересованных сторон о предполагаемом принятии технического регламента или стандарта;

сообщить другим сторонам через Секретариат ВТО сведения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснования необходимости принятия технического регламента;

предоставить по требованию других сторон подробную информацию о технических регламентах;

сообщить заинтересованным лицам подробные сведения о стандартах с указанием отличий этих документов от международных стандартов.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальные системы оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизированы с международными рекомендациями или правилами, принятыми международными организациями. Если таковых нет, либо национальные системы значительно отличаются от рекомендаций и правил международных организаций и могут оказать негативное влияние на торговые отношения, то сторона—участница ВТО обязана выполнить следующие требования:

предоставить как можно раньше заинтересованным сторонам уведомления о предполагаемом введении подобной системы оценки соответствия;

сообщить в Секретариат ВТО о продукции, соответствие которой необходимо подвергнуть оценке по такой системе;

предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой системы.

В области информации каждая сторона обязана создать информационно-справочную службу, в задачу которой входит предоставление информации заинтересованным лицам других сторон о разрабатываемых или принятых технических регламентах. Это также относится к нормативным документам как центральных и местных правительственных органов, так и неправительственных органов, имеющих право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации.

Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны-участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятный режим, чем для аналогичной продукции отечественного производства. При этом технические регламенты не должны носить более ограничительный характер для торговли, чем это необходимо для выполнения законодательных требований (защита здоровья и безопасности людей, охрана животного и растительного мира, охрана окружающей среды).

 

6.2.3.Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – ФАО. (на самостоятельное рассмотрение)

1. Области, в рамках которых ФАО занимается разработкой международных стандартов.

2. Цели Комиссии ФАО.