Назначение экспертных систем
Экспертные системы
Лекция № 5
Краткая сравнительная характеристика видов анализа
Таблица 2
Область сравнения | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
Пользователи информации | Внутренние, сторонние, заинтересованные | Руководители органи-зации и её подразделе-ний |
Объекты анализа | Организация как единое целое | Организация как единое целое и её подразделения |
Источники информации | Формы бухгалтерской отчетности | Комплекс экономической информации |
Единицы измерения для расчета показателей | Денежная форма | Натуральная и денежная форма |
Периодичность анализа | В соответствии с датами составления отчетности (квартал, год) | По мере необходимости и для внутренних регламентаций |
Доступность результатов информации | Доступна для всех | Строго конфиденциальна (только для менеджеров организации) |
Вопросы:
1. Назначение экспертных систем.
2. Структура ЭС.
3. Этапы разработки ЭС
Цель исследований по ЭС состоит в разработке программ, которые при решении задач,
трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и
эффективности решениям, получаемым экспертом.
Исследователи в области ЭС для названия своей дисциплины часто используют также термин "инженерия знаний", введенный Е.Фейгенбаумом как «привнесение принципов и инструментария исследований из области искусственного интеллекта в решение трудных прикладных проблем, требующих знаний экспертов».
ЭС предназначены для так называемых неформализованных задач, т.е. ЭС не отвергают и не заменяют традиционного подхода ,ж разработке программ, ориентированного на решение формализованных задач.
Неформализованные задачи обычно обладают следующими особенностями:
¾ ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных;
¾ ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;
¾ большой размерностью пространства решения, т.е. перебор при поиске решения весьма велик;
¾ динамически изменяющимися данными и знаниями.
Экспертные системы и системы искусственного интеллекта отличаются от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный (а не числовой) способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алгоритма).
На протяжении 1960 - 1985 гг. успехи ИИ касались в основном исследовательских разработок, которые демонстрировали пригодность СИИ для практического использования. Начиная примерно с 1985 г. (в массовом масштабе с 1988 - 1990 гг.), в первую очередь ЭС, а в последние годы системы, воспринимающие естественный язык (ЕЯ-системы), и нейронные сети (НС) стали активно использоваться в коммерческих приложениях.
Причины, приведшие СИИ к коммерческому успеху, следующие.
1) Интегрированность. Разработаны инструментальные средства искусственного интеллекта (ИС ИИ), легко интегрирующиеся с другими информационными технологиями и средствами (с CASE, СУБД, контроллерами, концентраторами данных и т.п.).
2) Открытость и переносимость. ИС ИИ разрабатываются с соблюдением стандартов, обеспечивающих открытость и переносимость [14].
3) Использование языков традиционного программирования и рабочих станций. Переход от ИС ИИ, реализованных на языках ИИ (Lisp, Prolog и т.п.), к ИС ИИ, реализованным на языках традиционного программирования (С, C++ и т.п.), упростил обеспечение интегриро-ванности, снизил требования приложений ИИ к быстродействию ЭВМ и объемам оперативной памяти. Использование рабочих станций (вместо ПК) резко увеличило круг приложений, которые могут быть выполнены на ЭВМ с использованием ИС ИИ.
4) Архитектура клиент-сервер. Разработаны ИС ИИ, поддерживающие распределенные вычисления по архитектуре клиент-сервер, что позволило:снизить стоимость оборудования, используемого в приложениях, децентрализовать приложения, повысить надежность и общую производительность (так как сокращается количество информации, пересылаемой между ЭВМ, и каждый модуль приложения выполняется на адекватном ему оборудовании).
5) Проблемно/предметно-ориентированные ИС ИИ. Переход от разработок ИС ИИ общего назначения (хотя они не утратили свое значение как средство для создания ориентированных ИС) к проблемно/предметно-ориентированным ИС ИИ обеспечивает: сокращение сроков разработки приложений; увеличение эффективности использования ИС; упрощение и ускорение работы эксперта; повторную используемость информационного и программного обеспечения (объекты,классы,правила,процедуры).