ЖИЗНИ ГРЕКОВ

ЗАНЯТИЕ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ

Тема. Зарождение демократии. Демократические институты древних Афин.

Слово "демократия" ("власть народа" - слово греческое), и сравнительно недавно во всем мире отмечалось 2500-летие демократии, началу которой положили реформы Клисфена в Афинах, которые начались в 508 г. до н.э. Демократические институты Афин претерпевали некоторые изменения, но мы будем рассматриваит их в целом, имея в виду расцвет афинской демократии в V-IV вв. до н.э.

Демократия - это власть демоса, т.е. народа, но под народом понималось отнюдь не все население Афин, а только взрослые мужчины-граждане (потомки исконных обитателей Аттики). Метеки (иностранцы) и рабы были лишены доступа к политической жизни, как и женщины. Из примерно 300-тысячного населения Аттики в V в. до н.э. граждане составляли около 30 тысяч, т.е. 10%. Такая пропорция кажется нам несправедливой, но следует помнить, что в XIX в. даже в самых демократических странах - Англии, Франции, США - далеко не все жители-мужчины имели права гражданства, а женщин наделили гражданскими правами только в XX веке.

Граждане делились на 10 фил (которые можно рассматривать как избирательные округа) и более 170 демов (мелких территориальных единиц: квартал в городе, поселение в сельской местности). В деме велись списки граждан, и граждане каждого дема обычно хорошо знали друг друга. Принадлежность к тому или иному дему была зафиксирована на момент реформ Клисфена в конце VI в. до н.э., и если даже в более поздний период потомки переезжали в другой район Аттики, принадлежность к дему, в котором принадлежал их предок, сохранялась. Интересно, что подобный избирательный принцип сохранился и в современной Греции.

Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия) - собрание всех граждан полиса. Оно созывалось в Афинах, сначала на агоре (рыночной площади), а с V в. - на холме Пникс. Все граждане могли в нем участвовать, но реально приходила лишь небольшая часть. Кворум в 20-25% граждан для принятия важнейших решений считался совершенно нормальным. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц (в Афинах было 10 гражданских месяцев), т.е. 40 раз в году. Все вопросы могли быть рассмотрены на народном собрании, но естественно, что необходим был орган, который бы производил отбор наиболее важных вопросов, которые необходимо было включить в повестку дня народного собрания.

Таким органом после реформ Клисфена стал Совет пятисот. В Совет пятисот избиралось по 50 представителей от каждой филы, и этот орган имел право пробулевсиса - предварительного рассмотрения решений, поступающих на рассмотрение народного собрания. Окончательное решение в любом случае оставалось за народным собранием. Совет пятисот собирался чаще, чем народное собрание, и мог осуществлять более оперативное управление государственными делами. Члены Совета пятисот приносили клятву, в которой обязывались защищать установления афинской демократии.

Однако управление повседневными делами осуществляли пританы - 50 представителей от каждой филы в Совете пятисот. Месяц в году (а потом передавали полномочия пританам - представителям другой филы) они постоянно заседали в пританее - специальном здании, построенным для них.

Важную роль играли должностные лица (обычно для их обозначения используют латинское название - магистраты). Они избирались на год либо голосованием в народном собрании, либо посредством жеребьевки. Жеребьевка получила распространение на более поздних этапах развития демократии, поскольку отвечала представлению о том, что все граждане должны принимать участие в управлении государством.

 

Законодательство Солона.

Клисфеновские реформы: десять новых фил. Новая политическая организация Аттики. Цель и значение "новых избирательных округов".

Народное собрание (экклесия) как законодательный орган.

Роль Совета пятисот. Пританы - исполнительный комитет Совета пятисот.

Суды присяжных. Процедура рассмотрения дел в афинских судах.

Ораторы (политические и судебные).

Самозащита афинской демократии: остракизм.

Первый пример политической пропаганды: остракизм Фемистокла.

Афинская армия и военно-морской флот.

Администрация и бюрократия демократических Афин.

Неполноправные афиняне: женщины, метеки, рабы.

Театр демократических Афин.

Идеология демократии. Геродот, Фукидид, ораторы о демократии.

Критика демократии. Процесс Сократа. Ксенофонт, Платон и Аристотель о демократии.

Афинская демократия: от прошлого к будущему. Образ афинской демократии в идеологической борьбе нового и новейшего времени.

Возможно ли возвращение к истокам? Афинская демократия как образец "демократии прямого действия". "Демократия прямого дейстивия" в швейцарских "лесных" кантонах. Попытки внедрения "теледемократии" в США.

Причины распространения представительной демократии в современном мире. Достоинства и недостатки "прямой" демократии.

Хронологическая таблица (годы до н. э.)