Идейные начала историографии романтизма. Основные направления и школы

Историография первой половины 19 века. Романтизм.

 

План:

  1. Идейные начала историографии романтизма. Основные направления и школы
  2. Германская историография: от Просвещения к романтизму
  3. Французская историография
  4. Торийская и вигская историография в Англии (самостоятельное изучение по учебнику)
  5. Становление исторической науки в США (самостоятельное изучение по учебнику)

 

Литература:

· Биск И.И. История исторической мысли в новое время. Учебное пособие. Иваново, 1983

· Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990

· Гегель Ф. Философия истории. Избранные произведения. М., 1983

· Далин В.М. Историки Франции 19-20 вв. М., 1981

· Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988

· Могильницкий Б.Г. Марксистский и буржуазный историзм/ Вопросы истории, 1982. № 7.

· Ранке Л. Об эпохах мировой истории. М., 1898

· Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937

 

Понятия и ведущие идеи:

Романтизм. Историзм. Консервативно-романтическое направление. Либеральное направление. Критико-утопический социализм. Радикально-демократическое направление. Историческая школа права. Ф.В.Гегель. Ж. Де Местр. Л. де Бональд. Ф.Р.Шатобриан. Школа историков реставрации. К.А. де Сен-Симон. Ш.Фурье. А. Де Токвиль. Ж.Мишле. Л.Блан.

Романтизм – господствовавшее в первой пол. 19 в. сложное по составу и многоплановое идеологическое течение, общим признаком которого была идеализация или романтизация прошлого, главным образом средневековья. Романтизм наложил отпечаток на литературу, искусство, философию, политэкономию, право, но прежде всего – на историческую мысль.

Родоначальники романтизма – Ф.Р.Шатобриан (Франция) и немецкий барон Гарденберг (Новалис).

Время возникновения – конец 18 века. Первоначально был оружием европейской реакции на революции 18 века. Представители реакционного дворянского романтического направления считали, что идеи Просвещения полностью обанкротились в ходе революции и реабилитировали средние века.

Немецкие романтики внесли заметный вклад в формирование принципа историзма. Они рассматривали каждый этап в истории как определенное необходимое звено в цепи общего развития, являющегося плавным органическим процессом, который нельзя нарушать даже реформами, не говоря уже о революциях. Поэтому историзм романтиков имел ретроспективный характер, он был полностью обращен в прошлое. Они рассматривали средние века как необходимый и закономерный этап истории, но применительно к рыночному обществу отбрасывали собственный принцип историзма и заявляли, что коль скоро буржуазные отношения не имеют исторических корней в прошлом, они являются незаконными и неисторическими.

С 1820-х годов под модифицированным знаменем романтизма выступает либеральная буржуазия. Синтезируя просветительские идеи с романтическими, либералы также обращаются к истории, с ее помощью показывают, как в средние века возникла и сколь крупную роль сыграла буржуазия, и используют историю как орудие борьбы за лидерство буржуазии.

Знамением 19 века стало превращение истории в «царицу наук». Начинается пересмотр идей Просвещения. Позитивными чертами и достижениями романтизма можно назвать:

· Историзм

· Внимание к конкретной истории отдельных народов и стран, выявление особенных, самобытных черт каждой национальной истории (понятие «народный дух»)

· Метод «вживания», «вчуствования» в изучаемую историческую эпоху

· Многотомные публикации источников

Основные направления и школы

Консервативно-романтическое направление – представляли Э.Берк (Англия), Новалис (Ф. Фон Гарденберг – Германия), Л.Тик, Ф.Шлегель (Германия), Ф.Р.Шатобриан, Ж.де Местр, Л.Д.Бональд (Франция), ни организовали идеологическое наступление на просветителей и Французскую революцию. Что они противопоставляли идеям Просвещения:

· Идее безграничности разума, рационального познания – провиденциализм, мистику, примат веры, чувства над разумом

· Негативной оценке средневековья – идеализацию средних веков, противопоставление бездуховности и эгоизму буржуазной действительности

· Индивидуализму – «народный дух», «народ» как особую коллективную индивидуальность

Они критиковали концепцию человеческой личности и прав человека, идеи общественного договора и народного суверенитета. Наносился удар по слабым местам просветительства – механистическому пониманию общества «разумным» путем. Они отказывались от идеи прогресса.

В Германии сложилась «историческая школа права» (К.Ф.Савиньи, К.Ф.Эйхгорн), к ней примыкала «школа Ранке»

В Англии творил вигский публицист Э.Берк и тори – А.Алисон.

Во Франции Ж. Де Местр, Л. де Бональд, Ф.Р.Шатобриан, Ф.Д.Монлозье и другие.

В России – Н.М.Карамзин, славянофилы.

Либеральное направление – стремилось синтезировать идеи просветителей с наиболее плодотворными идеями романтизма. Суть этого направления выражалась в следующих тезисах:

· Убеждение в силе рационального познания

· Развитие идеи прогресса

· Преодоление крайностей абстрактно-рационалистического подхода в русле принципа историзма

· Формирование теории классовой борьбы

· Интерес к средневековью без его идеализации

· Изучение революций нового времени с осуждением радикалов-якобинцев

Во Франции – школа «историков реставрации»: О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.Минье, А.Тьер.

В Англии - вигская школа: Галлам, Маколей.

В США – становлние «ранней школы»: Д.Бэнкрофт, Ф.Паркмен.

В Германии – гейдельбергская школа во главе с Ф.Шлоссером и Г.Гервинусом; Г.Луден, К. фон Роттек, Ф.К.Дальман.

В России – Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев и революционно-демократическое направление в русском просветительстве – В.Г.Белинский, А.И.Герцен, петрашевцы.

Заметный вклад сделан Ф.В.Гегелем, который разработал диалектический метод (закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания).

Радикально-демократическое направление – Ж.Мишле (Франция), Ж.Сисмонди (Швейцария), В.Циммерман (Германия), У.Коббет (Англия), в определенной степени Т.Карлейль. Характерно рассмотрение истории с позиции простого народа.

И еще одно направление – критико-утопический социализм (Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

 

  1. Германская историография: от Просвещения к романтизму.

«Историческая школа права» - представлена именами Густава Гуго (1764-1849), Карла Фридриха Савиньи (1779-1861), Карла Фридриха Эйгорна (1781-1854). Самым крупным представителем был Савиньи. В его труде «О призвании нашего времени к законодательству, к науке о праве» он выразил ненависть к буржуазному кодексу Наполеона, на первое место в историческом процессе ставил инстинктивное, бессознательное. Он обосновал понятие некоего неизменного «народного духа», против которого бессильна человеческая личность. Народ, по его мнению, носитель исконной консервативной силы.

Гуго отверг критерий разумности в историческом развитии и свел его к закономерностям развития языка на основе присущих ему внутренних процессов.

В целом представители этой школы доказывали незыблемость феодально-абсолютистского строя, подвергали критике рациональный взгляд на историю, учение о естественных и неотчуждаемых правах человека, связи законов природы с историческими закономерностями.

Интересна характеристика школы права, данная К.Марксом: «Историческая школа сделала изучение источников своим лозунгом, свое пристрастие к источникам она довела до крайности, - она требует от гребца, чтобы он плыл не по реке, а по ее источнику».

Под влиянием школы права находился крупный историк Леопольд Ранке (1795-1886), который оставил после себя 54 тома сочинений. Принято даже говорить о «школе Ранке». Ранке отвергал крайние реакционные политические концепции школы права, но так же выступал против рационализма. В его работах заметно влияние провиденциализма – он признавал большую роль религиозных идей в историческом развитии. В работах Ранке ярко проявляется культ сильного государства, оправдываются войны.

Основной заслугой ранке в развитии историографии была разработка методики критики исторических источников. Историко-критический метод Ранке непосредственно продолжил начинание исследователя античности Б.Нибура. Суть метода ранке: выяснение подлинности источника, его первичного или вторичного характера, учет влияния изучаемой эпохи на ее непосредственное отражение в источнике, сравнение всей известной совокупности источников по данному сюжету, их критический анализ с точки зрения достоверности содержавшихся в них сведений. Позитивной стороной методологии Ранке в отличие от школы права было признание познаваемости объективной исторической истины, которую можно установить средствами эмпирического познания.

В работах немецкого историка и филолога Фридриха Августа Вольфа, в частности во «Введении к Гомеру» предпринят критический анализ греческого эпоса, в трудах исследователей-языковедов братьев Гримм предприняты изыскания в области германского эпоса и мифологии. Они оказали сильное влияние на историческую школу права. Датчанин Бартольд Георг Нибур (1776-1831) написал историю источников Римской империи.

Либеральное направление в Германии было представлено творчеством выдающегося философа Ф.В.Гегеля (1770-1831). Особенно важно его произведение «Философия истории», где он впервые пытался применить диалектический метод мышления к мировой истории как к прогрессивному процессу, развивающемуся через борьбу противоположностей. Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, заключающееся в непрерывном росте осознания свободы. Мировой дух у гегеля представлял собой человечество, взятое в целом. Строение духа распадается у него на три элемента: общее, особенное, единичное. Общее – это сам мировой дух, единичное – отдельный человек, или дух во плоти, а особенное – это дух отдельного народа, который и является главным субъектом всемирной истории.

Гегель одним из первых глубоко осознал, что не великие личности делают историю, а сама история создает своих героев и что развитие общества не является порождением субъективных стремлений правителей, а подчинено объективной закономерности, которую можно познать научно. Такой внутренней закономерностью истории Гегель считал прогресс в осознании свободы.

Смысл истории у Гегеля заключался в неуклонном движении от «природного» рабства к подлинно человеческому бытию под защитой «конкретной свободы», воплощаемой в государстве. Он писал: «Вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исключительно благодаря государству» (Гегель Ф.В. Сочинения. М.-Л., 1935. Т.8. С21). Наилучшей формой государственного устройства он считал конституционную монархию.

Исторический прогресс завершался у него этапом капитализма, далее он не заглядывал. Не принимая революционных переворотов и предпочитая им реформы сверху, Гегель вместе с тем подчеркивал, что человек вправе бороться за свою свободу, а рабом остается только тот, «кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы» (там же. С.226).

  1. Французская историография.

В 1815-1830 гг., во время реставрации монархии Бурбонов, развертывалось общественно-политическое движение против дворянской и клерикальной реакции, в котором ведущая роль принадлежала либералам. Именно в это время произошел перелом в состоянии исторической науки, она становится во Франции «наукой века». История стала главным полем идейно-политического противостояния дворянской реакции и либеральной буржуазии, а в качестве центральной проблемы был выдвинут вопрос об отношении к Французской революции и ее наследию.

Наиболее последовательно традиционалистские, консервативные взгляды нашли отражение в сочинениях идеологов ультрароялизма Ж. Де Местра и л. де Бональда.

Ж. Де Местр (1753-1821) – публицист, политический деятель, религиозный философ, идеолог клерикально-монархического движения. По его мнению законом мироздания являются зло, несправедливость, а неизбежным следствием их в обществе – убийства, войны, преступления. Для управления обществом требуется непререкаемая власть церкви и государства, жестокость и насилие, инквизиция и палач.

Он не верил в возможность преобразования общества на разумных началах. Государства не основываются писаными конституциями. Суть дела в народном духе: в своей истории люди повинуются темным и могучим силам, какими являются нравы, обычаи, предрассудки, которые господствуют над людьми, помимо их воли и сознания. Взгляд на историю у него – религиозно-провиденциалистский. Настроен резко антиреволюционно.

Луи де Бональд (1754-1840), виконт, публицист, монархист. Три основы общественного порядка – господство религии, сословное неравенство, абсолютная монархия. Всякое нападение на монархию есть нападение на природу вещей. Критикует просветительскую концепцию прав личности и общественного договора.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) – основоположник романтизма во французской литературе, писатель не чуждый историко-политической публицистики. Приверженец Бурбонов, он был, в отличие от ультрароялистов, сторонником относительно умеренной конституционной Хартии 1814 г.

Либеральная школа историков периода Реставрации. Представлена О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.Минье и А.Тьером, рядом других историков. Они восприняли традиции просветителей в историографии: антифеодальную заостренность, исторический оптимизм, убеждение в прогрессивном развитии человеческой истории, рационализм.

Для этой школы характерен историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества. Отстаивая «представительное правление», т.е. буржуазную конституционную монархию, они стремились выявить в истории средних веков зарождение и генезис буржуазии.

Важным вкладом была разработка концепции общественных классов и роли классовой борьбы в обществе. В средних веках они искали истоки французской революции.

В трактовке Тьерри идея борьбы классов – это борьба различных сословий, разных народов или «рас». Возникновение Франции он связывал с германским завоеванием Галлии. В итоге завоевания на территории Франции оказались две непримиримо враждебные «расы», два народа – завоеватели-франки, предки дворянства, и порабощенные галло-римляне, предки третьего сословия. Их борьба пронизывает дальнейшую историю страны. Однако, по существу, у Тьерри речь идет о борьбе социальных сил, дворянства и третьего сословия.

Гизо не разделял мнение Тьерри о третьем сословии как единой массе и выделял из него носителей подлинного духа этого сословия – имущие слои, из которых вышел новый социальный класс – буржуазия. В конечном торжестве буржуазии и установлении конституционной монархии, соединяющей традицию со свободой, он видел неизбежное завершение истории, как бы предустановленную провидением цель прогресса европейской цивилизации.

Политическим идеалом историков этой школы была буржуазная монархия, революцию 1848 года они не приняли.