Развитие критики и теории детской литературы

Первый рассказ для детей.

Произведения взрослой литературы, переделанные для детей, способствовали зарождению и формированию прозаических жанров в самой детской литературе: повести и рассказа. Одним из самых распространенных рассказов XVII века являлось «Приглаголание о сыне и матери». В нем повествуется о том, как сын, начав с мелкой кражи, дошел до виселицы. Когда стражники вели его на смерть, он увидел свою мать и попросил разрешения сказать ей нечто на ухо. Мать приложилась к нему, и сын откусил ей ухо. Стражники начали его бить, говоря, что он не только вор, но еще не почитает свою мать, что является еще большим злом. Тогда сын ответил: «Она виновница моей гибели. Если бы выпорола меня, когда я первый раз украл у школьного товарища книжку, то теперь бы меня не вели на казнь». Человек Древней Руси еще не мог понимать смысл подобного рассказа, поэтому автор счел необходимым прибавить вытекающий из него моральный вывод: тот, кто не наказан за малый проступок, может совершить большое преступление. Это еще не рассказ в современном понимании, но содержит все элементы этого жанра. К концу века зарождается жанр повести. Для детей специально перерабатывались и приспосабливались переводные повести и романы (повести о Варлааме и Иоасафе, роман «Александрия», книга притч и сказок «Стефанит и Ихнилат»). В конце столетия появляется первое оригинальное произведение этого жанра - «Повесть об Иване Воине» Кариона Истомина. В круг детского чтения в XVII веке входили также исторические и публицистические произведения.

С рождением первых произведений для детей делаются попытки их осмысления, появляются отдельные высказывания о целях, задачах и особенностях детских книг. Самое древнее такое высказывание относится к 1491 г., когда составитель первой рукописной книги для детей Дмитрий Герасимов сравнил детскую книгу с материнским молоком. В рукописных учебных пособиях Древней Руси грамота, книга сравнивались с солнцем, но при этом добавлялось, что и «солнечную светлость мрачный облик закрывает», а «книжную премудрость ничто закрыть не может». Подобные высказывания встречались во многих предисловиях к детским книгам. Составитель и издатель первой печатной книги для детей Иван Федоров грамоту называл «медом для души», лучшим украшением подростка и юноши. Среди простодушных рассуждений книгописцев и мастеров грамоты XVI-XVII веков встречаются меткие замечания теоретического характера, которые получили развитие в последующие эпохи.

В первую четверть XVIII века Феофан Прокопович призывал писать книги для детей понятным для них языком, а не тяжелым древнеславянским. Без таких книг, говорил он, наши отроки не смогут получить подобающего им воспитания. Поэтому, добавлял Феофан, царь Петр повелел создать книги для них, чтобы иметь достойных последователей и наследников своих начинаний. Здесь детской книге придается уже государственное значение.

Из деятелей XVIII столетия наиболее ценные подобные высказывания оставил Н. И. Новиков. Он считал, что детская книга должна служить общественным интересам, создаваться «для распространения общеполезных знаний» во имя «всеобщего благополучия», предназначаться молодому поколению с целью воспитания в нем патриотических чувств, как будущей «подпоры общества». Его старший современник Н. Г. Курганов старался сделать доступны-, ми для детей «многотрудные» научные исследования того времени, заполнял свою книгу для детей короткими забавными историями юмористического и сатирического характера, в которых высмеивались вельможи и высшие чиновники.

В XIX веке статьи по детской литературе появляются систематически: их количество с годами все более увеличивается. Создается профессиональная критика, закладывается фундамент ее теории, публикуются исследовательские работы, выходят теоретические труды обобщающего характера.

Значительную роль в возникновении критики и теории детской литературы сыграли взгляды декабристов на воспитание и народное просвещение, которые оказали влияние на «Литературную газету». В рецензиях, опубликованных на ее страницах, развивались мысли Пушкина о воспитании молодого поколения, о реализме и народности литературы, оспаривались позиции тех, кто видел в детских книгах «одно педагогическое занятие». В 30-40-е годы XIX века критика поднимается на профессиональный уровень. Главная заслуга в этом принадлежит В. Г. Белинскому, который показал особенности детской литературы, ее решающее воспитательное значение, ратовал за реализм и высокий художественный уровень.

В 50-е годы XIX века дело Белинского продолжили и подняли на новую ступень революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Настоящий взрыв в критике происходит в 80-90-е годы, когда стали издаваться четыре специальных журнала по детской литературе и детскому чтению. Кроме рецензий и больших обзорных статей на их страницах публикуются материалы по истории русской детской литературы, о детских литературах зарубежных стран. Появляются работы теоретического характера, среди которых выделяются лекции Роговой. На основе опыта многих стран в них делается попытка сформулировать основные положения теории детской литературы, показать ее особенности.

Интерес к проблемам теории и истории еще более возрастает в третий период освободительного движения, когда к большому количеству статей по детской литературе присоединяется не менее широкий поток работ по детскому чтению, библиотечной работе, издаются критические сборники, толстые книги и разнообразные библиографические указатели с обширными предисловиями теоретического характера. В 1909 г выходит из печати первая книга по ее истории - «Детская литература» Н. В. Чехова. Труд Чехова богат фактическими материалами. В нем много имен, названий, дат, фактов, но мало анализа. Нередко разговор о писателях ограничивается перечнем книг, анализ произведений - кратким пересказом содержания И все же место Н. В. Чехова в истории русской детской литературы огромно. Им положено начало систематическому ее изучению.Вслед за этим вышли две книги В. П. Родникова: «Очерки детской литературы» (Киев, 1912) и «Детская литература» (Киев, 1915). После Октябрьской социалистической революции обширную программу исследования составила Комиссия по истории детской литературы при Институте методов внешкольной работы. В результате многолетнего труда большого коллектива были изданы материалы по истории русской детской литературы в одном томе, состоящем из двух выпусков и охватывающем столетний период (1750- 1855).

Первый выпуск этого исследования состоит из трех больших очерков: истории русской детской литературы, журналистики и детского чтения («Дети и книги»), а также десяти монографических статей, посвященных отдельным детским писателям первой половины XIX века.

Второй выпуск, изданный в 1929 г., содержит наиболее полную библиографию русской детской книги (1717-1854), составленную О. В. Алексеевой. Авторы этих книг не ставили перед собой задачу создания фундаментальной работы: они только собирали материалы для будущих исследований и охватили только один век из истории русской детской литературы. Завершить так успешно начатое дело они не смогли, так как Институт методов внешкольной работы был закрыт.

Впервые история русской детской литературы, основанная на методологии 30-х годов, была создана А. П. Бабушкиной. Это оригинальное исследование, в котором детская книга рассматривается на фоне развития всей русской культуры, общественной мысли и педагогических идей. В центре внимания автора находились лучшие произведения, созданные русскими писателями-классиками, хотя не были обойдены и авторы, писавшие только для детей.

При всех положительных моментах этого исследования, автор все же прошел мимо" многих писателей, немало сделавших для развития детской литературы. В книге Бабушкиной обойдены А Т Болотов, А. И. Герцен, С. Т. Аксаков, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Г. Короленко, К. М. Станюкович, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Свирский, А. С. Серафимович и многие другие писатели. Оценки литературных произве-дении часто носят лишь социологический характер, обходится их эстетическое своеобразие. В книге не была освещена древнерусская литература для детей. Лишь в конце 70-х годов мы с удивлением узнали, что в Древней Руси существовала детская литература. Но для конца 30-х и начала 40-х годов это было серьезное исследование, соответствовавшее уровню литературоведческой науки тех лет. Из других пособий заслуживают внимания две хрестоматии для высших учебных заведений. Художественные тексты в них сопровождаются обширными комментариями историко-литературного характера, но имеют много неточностей.

Следующим этапом в изучении истории детской литературы явилось учебное пособие для институтов культуры, вышедшее в 1972 г. и созданное авторским коллективом преподавателей Московского и Ленинградского институтов культуры. В нем детская литература представлена как самостоятельная область словесного искусства со своими особенностями, прослеживается ее история до 1917 г., характеризуется творчество крупнейших писателей. В последние десятилетия было сделано немало интересных открытий. Так, например, открыта древнерусская литература для детей.