Из истории вуза

РГРТУ 2011

Конспект лекций по дисциплинам

В.К. Злобин

 

«История направления 230100»,

«История направления 010500»

 

 


Часть 1. ИЗ ИСТОРИИ ВУЗА И КАФЕДР ЭВМ и САПР ВС

Несколько слов о первых шагах вуза, его отцах-основателях.

1951 год. Страна еще не залечила раны, нанесенные войной. Эра радиоэлектроники в современном ее значении только начиналась. Проводная и беспроводная связь, радио, радиолокация, приборы управления стрельбой и т.д. сыграли значительную роль в ходе войны, многое значили в мирной жизни. Более того, появились первые экземпляры ЭВМ.

28 декабря 1951 г. выходит в свет Постановление Совета Министров СССР (сл. 2), в котором сказано:

«4....

б) создать в 1952 г. в г. Рязани радиотехнический институт по подготовке инженеров по радиотехническим, радиолокационным и электровакуумным специальностям для радиолокационной и электровакуумной промышленности со сроком обучения 5 лет, обеспечив в 1952/53 учебном году прием в этот институт 300 студентов.

Довести к 1955 г. контингент студентов Рязанского радиотехнического института до 2500 человек.

5. Отнести Рязанский и Таганрогский радиотехнические институты Министерства высшего образования СССР к высшим учебным заведениям первой категории».

29 января 1952 г. был назначен и.о. директора РРТИ. Им стал к.т.н. Сапожков К.А.(сл.3) – выпускник ЛЭТИ, работавший на момент назначения старшим преподавателем в этом вузе. 7 марта 1952 г. он был утвержден в должности директора института.

В 1952 г. в РРТИ были организованы 3 факультета: радиотехнический, электровакуумный и электроприборостроения (сл. 4-7). В том же году был осуществлен первый прием студентов в количестве 315 человек (сл.8). Подготовку студентов вели 11 кафедр, в основном, гуманитарных, естественнонаучных и общетехнических. ППС в начале первого учебного года насчитывал всего 29 человек, в том числе 10 человек с учеными степенями и званиями (сл. 9).

Нельзя без волнения читать и слушать воспоминания первых руководителей, преподавателей и студентов вуза. Сколько трудностей им пришлось преодолеть! Так, к примеру, только в июле 1952 г. вузу было передано единственной здание на ул. Ямское шоссе (ныне ул. Циолковского) в 30% готовности, а с 1 сентября в нем должны были начаться занятия со студентами 1-го курса. «Менее чем двумя месяцами располагало только-только сформированное руководство института для того, чтобы решить вопросы финансирования строительства по достройке части корпуса, закупить необходимое оборудование и, главное, подобрать преподавательский состав и оформить основные кафедры», - вспоминал впоследствии Сапожков К.А. «Такую огромную работу мог совершить только такой коллектив, в котором каждый чувствовал себя ответственным за успех порученного институту дела, его хозяином», - пишет он [1.1]. И коллектив совершил эту работу. 1 сентября 1952 г. вуз распахнул двери навстречу своим первым студентам. Немаловажная роль в этом принадлежит и самому Сапожкову К.А. В память о нем 7 мая 2007 г. на 1-м учебном корпусе установлена мемориальная доска (сл. 10).

После Сапожкова К.А. вузом руководили: Ковалев И.С. (1956- 1962) (сл. 11), Поникаровский Г.Н. (1962-1970) (сл. 12), Поповкин В.И. (1971-1983) (сл. 13), Злобин В.К. (1983-2007) (сл. 14).

Что же вуз представлял собой, например, в 2002 г. в год своего 50-летия?

На 7 факультетах дневного отделения (ежегодный прием на бюджетные места – 925 человек) и 1 факультете вечернего (прием – 150 человек) осуществлялась подготовка магистров, инженеров и бакалавров по 30 направлениям или специальностям. В 2001 г. в вуз принято 1450 человек, из них 1075 – на бюджетной основе. Подготовку вели 477 преподавателей, из них 303 кандидата наук и 46 докторов наук (без учета совместителей). В вузе работали 8 Заслуженных деятелей науки и техники РФ, 3 Заслуженных деятеля науки РФ, 7 Заслуженных работников РФ различной отраслевой направленности. Имелась военная кафедра (сл. 15), готовящая офицеров запаса по 3 военно-учетным специальностям, служба трудоустройства выпускников.

На двух факультетах Межотраслевого центра переподготовки и повышения квалификации ежегодно обучалось свыше 660 слушателей. Здесь имелась возможность на платной основе получить второе высшее образование. Этот центр осуществлял переподготовку специалистов в интересах Рязанской области по Президентской программе (квота Рязанской области – 41 человек в год) (сл. 16). Факультет довузовской подготовки на договорной основе проводил профориентационную работу в 85 школах Центрального региона России.

В вузе имелась аспирантура по 14 специальностям (ежегодный прием – 60-68 человек) и докторантура по 12 специальностям (прием – 3-5 человек). В вузе обучалось 176 аспирантов и 14 докторантов. Только в 1983-2001 гг. защищены 39 докторских и 229 кандидатских диссертаций. При вузе работали 4 докторских совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по 13 специальностям.

Научной работе в вузе всегда уделялось большое внимание. При вузе функционировали 3 отраслевых лаборатории, Особое конструкторское бюро «Спектр», которое с 2001 г. выделилось в самостоятельное Федеральное государственное унитарное предприятие «Особое конструкторское бюро «Спектр» Министерства образования Российской Федерации». Постановлением Правительства №326 от 13.03.87 г. вуз отнесен к ведущим вузам страны по научной работе, в нем организована научно-исследовательская часть. С 1990 г. сотрудниками вуза издано в центральной печати 128 монографий, учебников и учебных пособий. С 1968 г. получено 1623 авторских свидетельств на изобретения и патентов. Объем НИОКР, выполняемых на бюджетной и хоздоговорной основе, в том числе по общефедеральным грантам и программам, составлял около 10 млн. рублей в год. В структуре вуза имелись Центр новых информационных технологий, Центр компьютерной безопасности. К научной работе широко привлекались преподаватели и студенты.

В 90-х годах завершено создание корпоративной компьютерной сети вуза, электронной почты, организован ИНТЕРНЕТ-узел и центр дистанционного обучения. Для последнего приобретено лицензированное программное обеспечение и электронные учебные курсы по естественно-научным дисциплинам. Начата разработка собственных электронных тестов и курсов. Компьютерный парк насчитывал около 1000 ПЭВМ. Введен в эксплуатацию компьютерный редакционно-издательский комплекс, включающий ризограф, что существенно повысило объемы и качество издаваемой продукции. С 1996 г. начал выходить в свет «Вестник РГРТУ» (сл. 17) .

В 1993 г. РРТИ переименован в академию (сл. 18), в 1992 и 1997 гг. вуз успешно прошел государственную аттестацию, а в 1993 и 1998 гг. – государственную аккредитацию.

Вуз имел 3 учебных корпуса (сл. 19-21), 5 общежитий, здравпункт, профилакторий, столовую, стадион, спортивно-оздоровительный лагерь «Зеленый бор», другие объекты социальной сферы. Общее число его работников составляло 1300 человек, студентов – около 6500 человек.

Несмотря на трудности 90-х годов, вуз не только выживал, но и развивался. Созданы 3 новых факультета (инженерно-экономический, гуманитарный, довузовской подготовки), специализированные центры (компьютерной безопасности, дистанционного образования, тестирования учащихся). Возрождались на новой основе филиалы кафедр на предприятиях, о чем уже упоминалось. Организована подготовка по 15 новым направлениям и специальностям. Создана эффективная система довузовской подготовки школьников. Осуществлен переход на многоуровневое высшее образование, новые ГОС. Дальнейшее развитие получила послевузовская подготовка (подготовка управленческих кадров по президентской программе, второе высшее образование, аспирантура, докторантура). Введено практически по всем формам обучение на коммерческой основе Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования постоянно возрастала и составила около 30%. Вуз не имел задолженности по выплате стипендий, заработной платы, коммунальным платежам.

Вместе с тем, государству, вузам предстояло еще много сделать для того, чтобы заработная плата, пенсионное обеспечение их работников, материально-техническое обеспечение учебного процесса, социальной инфраструктуры отвечали необходимым требованиям. Разработаны и одобрены коллегией Минобразования программы межведомственных мероприятий и мероприятий Минобразования по модернизации образования на ближайшие годы. Среди них: распределение Госзаказа на подготовку специалистов между вузами на конкурсной основе, отбор ведущих вузов и их приоритетная материально-техническая поддержка, завершение экспериментов по зачислению в вузы на основе ЕГЭ, их финансирования на основе ГИФО, совершенствование системы оплаты труда и пенсионного обеспечения работников образования и многие другие. В связи с этим вузу предстояла напряженная, целеустремленная и сплоченная работа, в которой опыт 50 прожитых лет оказывал, безусловно, неоценимую помощь.

Так в чем же состояли основные заслуги вуза?

Прежде всего, конечно, в подготовке высококвалифицированных специалистов. Их было подготовлено для Рязанской области, Подмосковья, других регионов России более 50 тысяч, и они, без сомнения, внесли выдающийся вклад в создание нескольких поколений отечественной радиоэлектронной техники для нужд обороны страны, других отраслей народного хозяйства. Многие из них стали видными учеными, руководителями крупных предприятий, общественными и государственными деятелями. Среди них начальник Департамента аппарата Правительства РФ Ампилогов В.Н. (сл. 22), начальник и главный конструктор КБ машиностроения (г. Коломна) Гущин Н.И., первый заместитель начальника Главного управления спецпрограмм Президента РФ Петрушкин В.Ф. (сл. 23), генеральный директор ОАО ПК «Концерн «Антей» Свирин Ю.М. (сл. 24), заместитель Главы администрации г. Рязани Кукушкин А.Н., генеральный директор Рязанского завода МКП Карабанов С.М., председатель Рязанской областной Думы, депутат ГД РФ Федоткин В.Н. (сл. 25), генеральный директор НПП «Плазма» (г. Рязань) Самородов В.Г., заместитель председателя Экспертного совета по ИТ СФ РФ Лисай Н.Ю. (сл. 26), директор Рязанского центра стандартизации, метрологии и сертификации Котусов А.Я., председатель Госстандарта России до недавнего времени, президент Всероссийской организации качества Воронин Г.П. (сл. 27), директор ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни» Бобков В.Н. (сл. 28), и многие-многие другие. Только в РГРТА работает 36 докторов наук, профессоров – ее выпускников.

Значителен вклад ученых и научных работников вуза в науку и технику. Системы автоматизации испытаний изделий РКТ, обработки изображений для целей ККП и ДЗЗ, гиперболлоидной масс-спектрометрии для космических исследований и экологического контроля и многое другое – все это разработки вуза. На их основе защищены десятки докторских, сотни кандидатских диссертаций и множество дипломных проектов, изданы сотни монографий, учебников и учебных пособий, получены тысячи авторских свидетельств и патентов. Три сотрудника вуза стали лауреатами Государственной премии СССР, двенадцать – Заслуженными деятелями науки или науки и техники РФ, многие награждены орденами и медалями.

Кому же вуз в значительной мере обязан содеянным?

Прежде всего, огромного уважения и благодарности заслуживает труд ветеранов (сл. 29), приступивших 50 лет назад к решению, казалось бы, неразрешимой задачи: создать на Рязанской земле в столь сжатые сроки, без какой-либо предосновы радиоэлектронный вуз. Следует низко поклониться всем им за их подвижнический труд. Некоторые из ветеранов продолжали работать в вузе. Это доктора наук, профессора Коршунов Ю.М., Миловзоров В.П., Панов В.П. и другие.

Следует обязательно сказать также о той большой помощи, которую нам оказали другие вузы. Вспомним, к примеру, Сапожкова К.А., Ковалева И.С., Поникаровского Г.Н. Это не просто бывшие ректоры РРТИ. Это еще и выпускники ЛЭТИ по инженерному и кандидатскому дипломам. То же самое можно сказать и о бывших проректорах РРТИ Горюнове П.Н., Волгове В.А., Суслонове С.А., Тахванове Г.И., Пошехонове П.В., деканах Брагине Б.И., Исмаилове Ш.Ю., зав. кафедрами Лебедеве А.Н., Панове В.П. Многие из них до перехода на работу в РРТИ работали в ЛЭТИ в различных должностях.

Но ЛЭТИ – это не только альма-матер для многих наших руководителей, руководителей первой волны. Если можно говорить об альма-матер для вуза, то альма-матер для РРТИ – это прежде всего ЛЭТИ. Трудно назвать выпускающую кафедру нашего вуза, которая бы не взаимодействовала с аналогичной кафедрой ЛЭТИ в подготовке кадров, научной или учебно-методической работе. Многие наши выпускники, составляющие теперь костяк нашего ППС, обучались в аспирантуре ЛЭТИ, защищали в нем докторские диссертации.

Многое из того, что было сказано только что о ЛЭТИ, можно сказать о ряде других вузов г.г. Москвы и Ленинграда. Вспомним хотя бы памятный для всех нас призыв в целевую аспирантуру 60-х годов, когда десятки наших молодых преподавателей и научных сотрудников были направлены в очную аспирантуру этих вузов. Многие из них возвратились в РРТИ не только со степенью кандидата наук, но и обогащенные опытом работы в высокопрофессиональных научно-педагогических коллективах, продолжают работать у нас, занимаясь научными исследованиями в выбранных еще во время обучения в аспирантуре направлениях, стали докторами наук, профессорами, сами готовят кандидатов и докторов наук. К числу этих вузов следует отнести прежде всего МАИ, МВТУ, МИФИ, МЭИ.

Как великан древней Греции Антей без опоры на землю начинал ослабевать, терять силы, так и наш вуз всегда старался опираться в своем развитии на потребителей наших выпускников, научной продукции, расположенных прежде всего в г. Рязани и Подмосковье. Рязанские заводы, НИИ, СКБ, а также Красногорский механический завод, НПО «Южное» (г. Днепропетровск), ЦНИИМаш (г. Королев), НИИ космического приборостроения (г. Москва), НИИ «Исток» (г. Фрязино), КБ Машиностроения (г. Коломна) и многие-многие другие предприятия – все это не просто потребители наших выпускников. Вспомним, к примеру, организацию филиалов 16 выпускающих кафедр на предприятиях г. Рязани в 80-х годах. Каждый такой филиал – это, как правило, дополнительные 500 – 1000 кв.м учебной площади, уникальное оборудование, высококвалифицированные специалисты. Практика создания таких филиалов начала возрождаться. Это филиалы кафедр на заводах Приборном, Тяжпрессмаш, Теплоприбор, «Красное Знамя» и некоторых других предприятиях. Научно-техническое сотрудничество с вышеназванными иногородними научно-производственными предприятиями позволило вузу внести свой вклад в решение проблем первостепенной государственной значимости, привлечь к этому профессоров, преподавателей, научных сотрудников и студентов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В лучшие годы в НИОКР, выполняемых вузом, принимали участие, помимо совместителей, около 400 штатных работников НИЧ. Вместе с примерно 600 работниками ОКБ «Спектр» это составляло около 1000 человек. Другими словами, в структуре вуза функционировало полномасштабное многопрофильное радиоэлектронное НИИ с мощной кадровой, научной и молодежной подпиткой.

Наконец, несколько слов о власти – федеральной, региональной и муниципальной. Ее поддержка и помощь всегда были исключительно значимыми и весомыми. Не так давно возникла необходимость обратиться к протоколам заседаний бюро Рязанского обкома КПСС 50-х годов. К своему удивлению, мы обнаружили, что трудно выбрать месяц, в котором бюро обкома не обращалось бы к проблемам РРТИ. Конечно, с позиций сегодняшнего дня рассмотрение отдельных вопросов представляется недостаточно оправданным и безупречным. Вместе с тем, совершенно ясно, что самим фактом появления нашего вуза на Рязанской земле, выделением для его строительства земли, подрядных организаций, квартир для преподавателей, учебно-производственных помещений и т.д. и т.п. мы обязаны решениям этого органа. Мы благодарны федеральным, региональным и муниципальным исполнительным и законодательным органам власти за многостороннюю помощь и поддержку в наше трудное время.

Исключительно высокой оценки заслужил самоотверженный труд ППС, сотрудников вуза в необычайно сложные и ответственные 90-е годы тяжелейших испытаний для высшей школы, которые мы прошли без потрясений. Высокий профессионализм, постоянный творческий поиск действующего коллектива вуза всегда был залогом высокого уровня подготовки специалистов.

Вуз продолжает динамично развиваться. Что сделано в вузе, к примеру, в 2002-2007 гг.?

Вуз переименован в связи с присвоением ему статуса университета (2006 г.) (сл. 30).

В целом успешно реализовывались «Основные направления и показатели развития вуза на 2003 – 2007 гг.», принятые Ученым советом в 2003 г. (сл. 31). Разработаны концепция стратегического развития университета на 2007 – 2010 гг. и соответствующий инновационный образовательный проект.

Созданы филиалы РГРТУ в г. Сасово Рязанской области (сл. 32) и в г. Знаменске Астраханской области на базе знаменитого полигона «Капустин Яр».

Университет включен в число немногих вузов России, в которых не только сохраняются военные кафедры (сл. 33), но еще организуются учебно-военные центры (сл. 34) для подготовки офицеров к прохождению военной службы по контракту (2005 г.). С 2006 г. мы участвуем в эксперименте по такой подготовке.

Получены лицензии и начата подготовка по 9 новым специальностям, 16 и 12 направлениям подготовки бакалавров и магистров соответственно (сл. 35-37). В начале 2007 г. получены лицензии еще по 7 новым специальностям. Теперь их в вузе 42.

Всего в 2002 – 2006 гг. подготовлено 5923 специалистов, бакалавров и магистров, главным образом, конечно, специалистов. Кроме того, 1938 человек получили второе высшее образование в МРЦПК, прошли подготовку там же по Президентской программе, повышение квалификации в объеме менее или более 500 часов.

Вуз стал дипломантом конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», проведенного Рособрнадзором в 2006 г. Завершена сертификация нашей системы. Нам был вручен соответствующий сертификат. Решен вопрос о международной сертификации (сл. 38-40).

Объем профинансированных НИОКР, выполненных в вузе за пятилетие, возрос в 4,3 раза и составил в 2006 г. около 42 млн. руб. Защищено 93 кандидатских и 17 докторских диссертаций (сл. 41). Теперь у нас около 350 кандидатов наук и более 60 докторов наук.

Организованы новые научные подразделения: НИИ «Фотон» (2003 г.) (сл. 42), Региональный центр зондовой микроскопии (2003 г.) (сл. 43), Центр силовой электроники (2003 г.) (сл 44), НИЛ автономных информационно-управляющих систем (2003 г.) (сл. 45), НЦ исследования устойчивости экономических систем (2005 г.) и др.

Подано 87 заявок на изобретения, получен 61 патент. Опубликованы многие монографии, учебные пособия, научные статьи. «Вестник РГРТУ» включен ВАК в перечень изданий для опубликования материалов кандидатских диссертаций.

Положительные сдвиги произошли в международной деятельности вуза (сл. 46-48). Заключены соглашения о сотрудничестве с корпорациями AMD, DLink, IBM, договоры с Ханойским техническим университетом (Вьетнам) и Киргизским ГТУ им. И. Раззакова. Увеличилось число студентов, обучающихся в университете из стран дальнего зарубежья.

Финансовый шок конца 90-х годов сменился стабильно увеличивающимся финансированием из федерального бюджета, хотя и в 2006 г. вуз финансировался из него только на 82,2%. Консолидированный бюджет университета в 2006 г. составил 287,7 млн. руб., из них внебюджетных средств – 107 млн. руб. (37,7%). Причем на оплату труда направлялось 58,7% внебюджетных средств. Повышение зарплаты ППС и сотрудников остается основным нашим приоритетом.

Развивалась материально-техническая база вуза. Приобретено и введено в эксплуатацию уникальное учебно-научное оборудование на факультете радиотехники и телекоммуникаций и в Центре зондовой микроскопии на сумму 7,8 млн. руб. Комплексно модернизированы серверная и Редакционно-издательский центр. Компьютерный парк обновлен на 58% и расширен до 1200 шт. Общежития подключены к Internet. Всего на приобретение оборудования по бюджету было направлено за 5-летие 25,8 млн. руб.

Осуществлялся капитальный и текущий ремонт производственных объектов и объектов социальной сферы (сл. 49-58). Отремонтированы кровли 6 зданий, фасады 2 зданий, 168 аудиторий, 64 других помещений, оба актовых зала, 3 этажа общежитий, профилакторий, столовая. В I-м учебном корпусе введена в эксплуатацию автономная газовая котельная. Всего на капитальный и текущий ремонт затрачено за 5-летие 47,4 млн. руб.

Честь и слава нашим ветеранам, работающим в вузе практически со времени его организации. Это Волков Н.И., Коршунов Ю.М., Миловзоров В.П., Панов В.П.

Кстати, первые выпускники вуза отметили свой 50-летний юбилей (сл. 59). Ряд из них продолжает работать в университете. Это Бобиков А.И., Захарьящев Л.И.

Высшая школа России находится сейчас на пути больших перемен. Подготовлены масштабные изменения в ней. В ближайшие годы ожидается серьезный демографический спад, завершится переход на ЕГЭ при приеме в вузы, будет узаконен переход на двухуровневую систему образования, внедрены новые образовательные стандарты в средней школе и вузах, изменен порядок выборов ректора, вступил в силу закон «Об автономных учреждениях». Готовятся другие изменения.

РГРТУ – это гордость региона, города Рязани. Это наша с вами гордость. Гордость содеянным им в сферах экономики, образования, науки и культуры.

Это наша надежда. Надежда на то, что инновационный потенциал вуза, все еще во многом невостребованный в регионе, будет востребован в большей мере. Но для этого нужны новый уровень и новое качество взаимодействия университета с властями города и области, бизнесом, выпускниками.