Тип деловой прессы

Лекция № 2

 

В качестве типообразующего признака прессы можно признать ее характер. К этому подталкивает объем понятия – второй по величине после формы коммуникации с аудиторией. Если форма определяется технологией, то характер коммуникаций отвечает характеру аудитории – изначально заданному или исторически сложившемуся. При этом речь идет об отношениях не подчиненности, а взаимозависимости. Характер прессы определяет характер аудитории, но и характер аудитории опосредованно влияет на характер прессы. В свою очередь, характер прессы отражает принятые профессиональные стандарты журналистики даже в том случае, если последние не формализованы в каком-либо регламентирующем документе. В мировой практике журналистики можно выделить по характеру два основных типа прессы, присутствующих во всех классах СМИ: качественную и бульварную («желтую»). В основе этого разделения лежит различие в подходах к фундаментальным принципам журналистики.

Качественная пресса в своей профессиональной деятельности опирается на доктрину социально ответственной журналистики. В силу понимания своей ответственности она исповедует принципы достоверности, объективности или непредвзятости, независимости суждений и представительности мнений. Эта пресса исходит из того, что принцип свободы печати не может быть абсолютизирован без ущерба для общества. Следовательно, в профессиональной деятельности журналистов необходимы самоограничения этой свободы, которые на практике формализуются в виде профессиональных этических кодексов и профессиональных стандартов. Бульварная пресса не столь щепетильна в вопросах профессиональной этики и готова жертвовать достоверностью и объективностью в угоду сугубо финансовым соображениям.

Рост значения качественной прессы и сокращение влияния прессы бульварной привели к возникновению промежуточных типов изданий – качественно- массовой и массовой прессы.

Деловая пресса по определению является качественной. Теряя характер качественного источника информации, она перестает выполнять свою коммуникативную функцию, заданную аудиторией, перестает быть деловой и переходит в другой тип прессы.

Информационные предпочтения и состав аудитории, или, по западной терминологии, профиль читателя, определяют специфику прессы. По этому признаку она также может быть структурирована на уровне родов. Деловая пресса – это род прессы.

Социальная функция рода прессы лежит в основе тематики СМИ. Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. Они определяют объем тематики.