Принципы построения организаций.

Имидж руководителя.

Термин “имидж” в управление пришел из психологии. Под имиджем понимают сложившееся в уме представление (образ) о каком- либо товаре, технологии, организации, человеке (личности). Речь идет именно о мысленном образе. Процесс формирования этого мысленного образа, закрепления его осуществляется по законам психологии.

Для менеджера важны такие аспекты имиджа :

· имидж продукции, которую производит организация; это одна из важнейших проблем маркетинга;

· имидж самой организации. Организация с устойчивой репутацией может продать мало известный товар, так как известна репутация организации; имидж организации создается людьми;

· имидж руководителя, менеджера, работника.

Имидж- это правильный выбор модели поведения. Человек стремится осваивать те модели поведения, которые ему приносят успех. Выбор модели социального поведения личности может быть различен, но необходимо учитывать следующее:

· соответствие поведения личности законодательству и правовым нормам;

· конкретную ситуацию, в которой личность действует;

· цели личности;

· нравственные критерии (честность, справедливость, модели поведения);

· психологические характеристики.

Искусство и техника создания образа заключаются в том, что понять, что является привлекательным для других, познать себя и привести в соответствие свой образ.

Психологи разработали комплекс мер по формированию имиджа:

· как воздействовать по линии факторов (приводить те или иные конкретные факты);

· как использовать отрицательные представления у тех, на кого надо воздействовать;

· каким образом использовать положительные представления.

Имиджирование- это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления. Специалисты, задачей которого является создание у кого-то привлекательного образа, называется имиджмейкером.

Специалисты по имиджированию выделяют три составляющие имиджа руководителя (менеджера):

· личное обаяние; оно всегда способствует успеха в профессиональной деятельности менеджера;

· нравственные характеристики - коммуникабельность, рефлексивность, красноречивость;

· техника самопрезентации (умение подать с наилучшей стороны свои знания, опыт, умения).

 

Для того чтобы раскрыть динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть принципы проектирования системы организационного управления, которые вырабатывает теория и практика построения организаций, объединяя достижения различных социально-экономических и точных наук. Изучение принципов позволяет решать большой и сложный комплекс вопросов. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена еще и тем, что они непосредственно влияют на структуру аппарата управления, внося в нее определенные коррективы.

Можно сформулировать следующие принципы построения системы управления по вертикальной иерархии:

¨ Развитие демократических основ управления. Большую роль при этом играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач в управлении. Таким образом, в соответствии с этим принципом необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

¨ Принцип системного подхода при построении структуры управления требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

¨ Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. Важным здесь также является распределение управленческих решений по уровням, которые должны предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя превышает допустимые нормы, резко снижается эффективность управления. Осуществление этого принципа затруднено из-за отсутствия научно-обоснованных норм управляемости.

¨ Принцип соответствия субъекта и объекта управления - важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления должна формироваться, прежде всего, исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования, как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом. Следовательно, эффект функционирования управляющей системы не достигнет должного уровня без тщательного изучения объекта управления, особенности, состояние и тенденции развития которого необходимо рассматривать как базу совершенствования организационных структур.

¨ Принцип адаптации. В условиях многообразия производственных задач, подчеркивающих сложность, как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений. Это обстоятельство выдвигает к структуре требование гибкости, адаптивности способности быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий.

¨ Принцип специализации. В соответствии с этим принципом проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. При этом часть управленческих работ, которые могут выполняться с помощью техники, подлежит выделению в самостоятельные группы, для которых предполагается сформировать специальные подразделения.

¨ Принцип централизации означает, что необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их выполнения. Этот принцип требует сокращения числа уровней управления.

¨ Принцип профессиональной регламентации предполагает, чтобы каждое функциональное звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций. Принятие решений руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективности данного подразделения и системы в целом.

¨ Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения должно быть закреплено правом. Правовой аспект отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости и самостоятельности. Правовой аспект исключает наличие собственных целей у того или иного подразделения аппарата управления. Таким образом, структуру управления необходимо проектировать так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и ответственности за выполнение определенных решений.