ЛЕКЦИЯ 4

5.Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.)

Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов:

1.Влиянием французской буржуазной революции.

2.Влиянием промышленной революции в Англии.

3.Достижение естественных наук.

Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.

Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.

И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума».

1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения.

С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом.

2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе».

С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно.

Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют.

Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта) .Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания.

Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.

Теория познания: чувства – наши ощущения

рассудок – возникают понятия

разум – высшая ступень познания .

ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева ( у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.

ГЕГЕЛЬ (1770-1831),главным произведением «Наукология».

ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир.

ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля:1.мимр познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру.2.Гегель выступил против априори Канта

Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания:

1.Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики.

2.с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики.

3.Гегель разработало 3 диалектических принципа:

А) принцип отрицания – отрицания;

Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития;

В) принцип перехода количества в качество.

В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики:

закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество.

4.Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др.

Вывод:1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания;

2.Гегель отрицатель объективного идеализма.

ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства».

ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля.

ГНОСЕОЛОГИЯ.

1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире.

2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ:

1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею.

2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм.

Вывод:1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни.

2. немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма.

7.Формирование и развитие ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.МАРКС (1818-1883)

Марксизм возник в 40-е г.19 века в Германии, когда на Западе уже утвердились капиталистически производственные отношения.

Марксизм – это сложная мировоззренческая система, состоящая частями, которой является философское, экономическое и социально – политическое ученье.

Формированию марксизма предшествовали следующие великие открытия в области естественных наук:1.закон превращения и сохранения энергии;

2.клеточное строение живых организмов;

3.эволюционная теория Дарвина.

Теоретические источники Марксизма:

1.Английская полит. экономия (Смит, Карми);

2.Французский утопический социализм;

3.немецкая классическая философия.

Английская полит. экономия привела к изучению полит. экономии Маркса

Французский утопический социализм(утопия, представление идеального общества)

немецкая классическая философия –диалектический материализм.

ЛЕКЦИЯ 5

2.ЭНГЕЛЬС (1820 – 1895)

Первая работа Энгельса – диалектика природы

Вторая работа Энгельса – анти - дарвинг

Третья работа Энгельса – роль труда в процессе превращения из обезьяны в человека

Четвертая работа Энгельса- нахождение семьи, частной собственности и человека.

3.ЛЕНИН

 

МАТИЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

Бытие – это окружающие нас предметы, обладают различными ……… при всем их разнообразии исходными для нас является то, что все они реально существуют, то есть они ЕСТЬ.

Признание реально существующих вещей и явлений, является признанием бытия.

Бытие тождественно слову ЕСТЬ.

Сущность философской категории бытия заключается в том, что они не только фиксируют их существование, но и всеобщую связь предметов и явлений мира своеобразия взаимосвязанных между собой предметов, составляющую глобальную ценность мира.

В бытие мира существуют следующие формы:

1.Бытие природы – совокупность вещей, явлений, процессов находящихся в целостности и существующих независимо от человеческого сознания;

2.Бытие человека – это сложный процесс развития тела и духа, находящихся в диалектическом действии.

Бытие тела – доминирует под бытием духа, т.к для того чтобы мыслить необходимо обеспечить существование самого тела;

3.общественное бытие (или бытие общества) – это объективная общественная реальность, это социальная материя, то есть реальный процесс жизнедеятельности людей. В отличие от бытия природы подвержено воздействию общественного бытие, хотя само общественное сознание всегда формируется на основе общественного бытия;

4.духовное бытие проявляется в двух формах:

1.форма индивидуально - духовного бытия, присущи конкретному человеку;

2.форма опредмеченного бытия общества (язык, искусство, культура, ирит. и нравст.)

Освоение человека культурного и социального наследия цивилизации, называется социализацией.

Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой, а бытие мира это материя взятое в динамике сложного взаимодействия.

Материя, отождествление с материалом = субъектизации – первооснова «то из чего состоит окружающий мир».

Взгляды древних материалистов на понятие материи:

Гераклит: материя – это огонь;

Фалес: материя – это вода;

Ароксимон: материя – это апейрон;

Аноксимон: материя – это атом.

Недостатки древних материалистов во взглядах на понятие материи:

1.Они отождествляли, материю с конкретным лицом (воздухом, водой, огнем)

2.Они сводили, понятие материи к первооснове из- за которого состоят все предметы мира.

Такое представление материи просуществовало 24 столетия, до ХIХ века.

Материя – это все то, что нас окружает, вся природа.

Гольбах: материя – все то, что каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

Энгельс: материя – это вся окружающая нас природа, которая каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

Господствующим представлением, до конца 19 века, было, что материя –это атом.

Начался кризис физики, суть которой выражалась на формуле- «материя исчезла»

это было связано с отождествление решением.

Материя с конкретном веществом с тем из чего состоят все предметы.

Субстанция (первооснова) в это время Ленин пишет свою работу, где говорит: «что исчезла не материя, а исчез тот предел до которых мы знаем материю, вчера нашим знанием был атом, сегодня электрон, а завтра исчезнет и этот процесс.

Вывод: нельзя отождествлять материю с первоосновой.

Ленинское определение материи: Материя –это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущении, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существует независимо от них.

Данное направление материи направлено:

1.против идеализма, то есть материя не зависит от нас.

2.против субъективного, идеализма ощущение отражает материю, но не творит её.

3.против дуализма, сознание отражает материю, значит, зависит от нее.

4.против агностицизма, отражение материи с помощью органов чувств, мы познаем мир.

Вывод: категории материй позволяет открыть бесконечное многообразие вещей, найти их одинаковость, сходство, единство мира, т.е одинаковость представлений предметов. представления человека, животный и растительный мир заключается в их материальности, т.е существование объективно вне зависимости от нас.

Формы существования .

Всеобщее свойства материальных вещей его атрибутом движении, пространство, время.

Своей работе материализм и эмпиризм…………. в мире нет ничего, кроме вечно движущей материи, которая происходит в пространстве и во времени.

Мир есть вечно движущая материя .Движение является способом существования материи, бытие материи необходим о движ. материи..

Энгельс определял, движение - это сумение вообще, благодаря движении материи сила обхож. себя воздействием. На наши………… движение материи абсолютна вечна его нельзя не сохранить, не уничтожить, т.к. несохранима и неуничтожима. Доказательство этого является закон сохранения и превращение в энергии.

Во всеобщем потоке изменений имеются моменты покоя. категория покоя обозначается стоянием стабильности предмета, обеспечивающие его качества.

Покой относится не к материи в целом, а только к отдельным предметам процесса. Он носит относительный, приходящий характер.

Покой–это фиксация движения.

Абсолютное движение – покой.

Покой фиксирует результат материи. Движение абсолютно, а покой относительно.

Движение материи, немыслимо без материи.

Движение объективно, поскольку объективна сама материя из абсолютного движения и его материальности вытекает неуничтожимость движения, что обосновывается законом сохранения.

Движение бесконечна, как бесконечна сама материя.

ЛЕКЦИЯ 6.

Формы движения материи:

1.Механическая;

2.Физическая;

3.Химическая;

4.Биологическая;

5.Социальная.

Пространство – все предметы материи мира, находящихся не только в движении.

Они имеют длину, ширину, высоту, занимают определенное место и особым образом располагаться среди других предметов, отражают философию.

На смену одним приходят другие, которые сменяются третьими. Любой предмет обладает определенной длительностью своего существования, т.е имеют начало и конец.

Всеобщее свойство материальных процессов - протекать друг за другом, в определенной последовательности.

Пространство и время – всеобщее свойства материи, т.е. ее атрибуты.

Свойства пространства:

1.Пространство трехмерно, т.е предметы обладают трехмерным пространством;

2.Пространство бесконечно, т.е материальный мир не имеет ни начала, ни конца.

Свойства времени:

1.Вечность – время всегда существовало;

2.Одномерность, одноправленость, т.е время течет;

3.Необратимость.

Пространство и время, как формы материальности имеют общие свойства:

1.Объективность вытекает из самой материи;

2.Вечность – вечна сама материя;

3.Абсолютность и относительность;

4.Бесконечность;

5.Прерывность и непрерывность;

6.Внутренняя противоречивость;

Тема: Методологическая и мировоззренческая основы субстанционной и реляционной концепции пространства и времени.

Еще в древности люди задумывались над тем, что такое пространство и время, из этого сложилось 2 мнения:

1.СУБСТАНЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Представители: Демокрит, Ньютон.

Пространство рассматривается, как некое вместилище вещей, где атомы соединялись различным образом.

Время – самостоятельная сущность, ни связываемая, ни с пространством, ни с материей.

С точки зрения этой концепции, пространство и время были всюду одинаковыми.

Итак, пространство и время абсолютна, и не зависит от системы координат и взаимного движения.

2.РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Представители: Аристотель, Лейбниц.

это пространство, как совокупность мест занимаемых тел.

Время – это порядок сменяющих друг друга явлений и составленный тел, т.е время связывается с движением тел.

Пространство – порядок взаимного расположения, множества различных тел.

Реляционная концепция послужила основой для создания пространственно органных представлений в современном обществе.

Диалектический материализм рассматривает пространство и время в зависимости от материи.

1.категория сознания. Диалектический материализм понимает сознание.

2.отражение, как свойство материи.

Сознание – высшая форма отражения действительности.

3.биологические предпосылки и сознательные факторы возникновения сознания.

4.критика идеального и вульгарно материального понимания сознания.

Сознание – одна из центральных тем и проблем, т.к ядром любой философской системы является то или иное решение вопроса об соотношения материи и сознания.

Идеализм рассматривает сознание, как первопричину мира, расчеты сознания как независимо от материи сознание точки зрения, как объект и т.д.

Материализм преодолевает мистификацию сознания и рассматривает его, как результат той развития материи.

Многие науки изучают феномен сознания (биологию, кибернетику), в отличии от них философия изучает:

1.как целостность;

2.в его отношении к материи.

Сознание реализуется в деятельности людей, по которым мы можем

2.как отражает материя (сознание отражает мир)

3.как продукт развития материи (она возникает с возникновение человека)

Сознание присуще только человеку, субъекту => оно есть реальная, субъективная.

1.Сознание – субъективный образ объективного мира, будучи субъективно реальностью сознании субъективно по своему содержанию.

Будучи второстепенным от материи и зависящим от не познанием является продуктом развития материи => что она возникает на определенные этапы развития материи.

Сознание - свойство высокоорганизации материи, т.е.человека, а человек это существо общественное, таковым его делает труд, который носит общественный характер.

Сознание также продукт общественного развивает общества, => оно может сформулироваться только в обществе.

Итак, сознание- продукт общественного развития.

Кроме того, сознание носит конкретно исторический характер. Оно изменяется в процессе развития общества.

Функции сознания:

1.Позновательная, благодаря сознанию человек познает мир.

2.Творчески конструктивная, проявляется в моделировании.

3.Регулятивно управленческая, человек наделенный сознанием способен осуществить самоконтроль своей деятельности.

4.Прогнастическая.

Структура сознания:

1.Знание является фундаментом сознания. Чем больше знание, тем выше сознание.

2.Внимание – способность сознания концентрироваться на определенные виды деятельности.

3.Память – способность накапливать знание и воспроизводить их. Без памяти не может развиваться сознание, т.к. не происходит закрепление опыта предшествующих поколений.

4.Эмоции, чувства.

5.Воля – осмысленное стремление человека к цели.

6.Самосознание - осознание человеком своего собственного я, способ к оценке и самооценке.

Сознание – важнейшая сфера человеческой психики, но не единевен.

Бессознательная имеет 3 уровня:

1.несознательная – психический контроль человека за жизнью своего тела, удовлетворение простейших нужд, инстинктов самосохранения, материнства, продолжение рода, животные инстинкты.

2.контролирует процессы, которые обычно реализуются в пределах сознания, но могут реализоваться и перемещаться в сферу бессознательности.

3.высший уровень бессознательного, проявляется в художестве, научной философ. интуиции и играет важную роль в творческих процессах.

ОТРАЖЕНИЕ, КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Тот факт, что сознание является отражением действительности, был замечен еще в древности.

Демокрит говорил, что от предметов исходят идолы, которые давят на чувства человека.

В поиске истоков сознание, которым занимается Ленин, привел его к выводу о том, что в основе сознания лежит процесс отражения, который является всеобщим свойством материи. Оно свойственно, как для органической, так и для неорганической природы и является такой основой, на которой в результате эволюции и возникает сознание.

Отражение – материальная предпосылка сознания.

Отражение – всеобщее свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами и объектами, в изменениях своих свойств и самостоятельности, их особенностей и характеристик.

Лекция 7. СВОЙСТВА ОТРАЖЕНИЯ:

1.Адекватность отражаемому объекту;

2.Вторичность и(зависимость от отражающего объекта);

3.Отражение зависит от специфики отображающей системы (цветное и черное кино).

Степень подобия может быть различной, в связи с этим различают изоморфное отражение (совершенно адекватное отод-е в зеркале) и гомоморфное, т.е приблизительные (карта – схема).

В неорганической природе отображение имеют 3 уровня:

1.механическое;

2.физическое;

3.этический.

На базе этической формы отображения возникает более высокая форма отображение на уровне животной материи.

На уровне животной материи отображение проходит 3 уровня:

1.Раздражимость-реакция одноклеточных организмов на воздействие из вне.

2.Чувственность.

Чувственность это способность к ощущениям. С появлением органов чувств и ЦНС появляется способность живых существ к образному отражению внешнему миру.

3.Сознание.

Сознание возникает, как высшая форма отражения . И присуще форм человека.

Итак, сознание – это свойство высокоорган. Материи связанное с личной формой человек может отрицать мир в идеальном образе.

Путь к сознанию лежит через глубин. качества.

Преобразования в отражении, который производит. при переходе от неживой материи к живой и по уровню живой материи от раздражимости к чувственности и от него к сознанию.

Сознание – 1.это высшая форма отражения действительности;

2.это форма человеческого мозга, как особым образом орган. материи;

3.это продукт развития материи.

Специфика сознания проявляется:

1.проявляется абстрактное мышление;

2.предвиденье возможности моделирования будущего;

3.на основе абстрактного мышления появляются возможность творческого освоения мира;

4.специфика сознания, как высшей формы отражения действительности проявляются в том, что отражение на этой ступени носит социально – детерминированный характер.

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания.

Главная роль в возникновении сознания, значит и самого человека принадлежит труду.

Предпосылки возникновения труда стали биологические виды изменения, которые произошли у предков человека в результате:

1.перехода обезьяны от обитания на деревьях и общению на землю, это переход к освобождению передних конечностей и переходу к прямохождению.

2.это переход от растительной к мясо – растительной пище, что привело к развитию головного мозга.

3.использование огня, что привело к ускорению процесса усвоения мясной пищи.

Главную роль в возникновении человеческого сознания сыграл труд. Труд начался с изготовления орудия труда. Роль труда в возникновении человеческого сознания раскрыл Энгельс в своей работе «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека»

Труд и его воздействие: головной мозг (абстрактное мышление)

органы чувств

рука

речь(язык)

Функции языка:

1.Язык - это функции выражения мысли;

2.Язык – это средство закрепления мысли и накопление знаний;

3.Язык – это средство передачи мыслей;

Итак, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2 самыми важными факторами, позволившими превратить мозг обезьяны в мозг человека.

Сознание-свойство высокоорганизованной материи связанное с речью, функцией человеческого мозга, творчески отображать мир в идеальных образах.

Диалектика и ее принципы

Одна из важнейших функций философии это методологическая.

Метод – совокупность приемов и способов, теоретической и практической преобраз. Деятельности людей.

Существует 2 метода общефилософских исследований:

1. Диалектика, как наука о развитии, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Диалектика, как метод позноват. деятельности, рассматривает вещи и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется в получении новых знаний о мире.

Диалектика включает в себя:

1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы происходящие в природе и обществе.

2.Субъективная диалектика – это отражение объектов диалектики в сознании человека.

Иными словами объективная диалектика, царит в природе, а субъективная - есть отражение в сознании человека, господствующий природе объективной диалектики.

Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика природы Диалектика идей

 

 

Понятии о законах истории

Категории – это основное понятие, в котором выражается существенные стороны всеобщей связи развития.

Задача познания – исследовать природу и общество, как закономерный процесс развития, т.е подметить общее существование характерное для больших групп людей.

Закон – это общее необходимое существенно-устойчивое повторяющееся внутренне присущие предложения и явления связи .

Развитие вещей и явлений происходит по законам диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, как саморазвития и отвечает на вопрос, что является причиной развития.

2.Закон перехода количества в качественное изменения раскрывает механизм развития.

3.Закон отрицания отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному по спирали.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон Ленин не назвал социумом диалектики, потому что он раскрывает источник развития, как саморазвитие. источник движения, как самодержавие. З.е.и б.п.раскрывается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.

Все предметы в мире существуют в состоянии относительной устойчивости и отражает категории тождества. Тождество-все предметы в мире существуют в состоянии относительной устойчивости покоя. Момент постоянства устойчивости и отражает категория тождества. Тождество-отношение равенства одинаковости объекта с самим собой.

Гегель характеризовал общество, как равнозначность «вещи самой себе».

Будущее тождеств. при самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении фик-ся категории раз..

Различие есть относительное неравенство предметов.

Каждый предмет тождественен себе и различен одновременно, т.к оставались сами собой (стол равнозначен самому себе)и в то же время находится в постоянном изменении.

Различие имеет свои степени: существенные и несущественные.