Древний Китай

По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права) в значительной мере обозначал наказание.

Фа – вода, куда бросали преступника

Фа – однорогий баран, к которому обращался судья

Фа – наказание

Такой характер объясняется зарождением государства Китая и воинственной конфликтной историей его существования. Социальные связи в Древнем Китае носят родственный, а территориальный характер. Отсутствует столкновение элиты и народной массы. Основными идеями жизни были гармония, долг и добродетель. Этими идеями политико-правовая мысль обязана таким учениям как даосизм и конфуцианство.

Исторически первым возникает даосизм (6 век до н.э.) – основатель Лао- цзы.

Ключевым является понятие «дао». Точное определение дать невозможно, в этом заключается его суть. Дао аморфно и бестелесно, оно везде и нигде, оно все и ничто. Но если попытаться, то можно сказать, что дао – некий естественный закон всеобщей гармонии и добродетели. Закон настолько естественный и непреложный, что Лао-цзы отвергал любые наслоения человеческого разума (образование, культуру, войны). Жизненная позиция человека должна быть абсолютно пассивной. Все беды происходят от чрезмерной активности людей и как следствие от их отклонения от дао.

Согласно одной из точек зрения дао является настолько определяющим понятием для древнекитайского общества, что именно оно лежит в основе всех последующих философских учений. Можно сказать, что даосизм заложил основы китайского менталитета.

 

Безусловно, влияние даосизма прослеживается в конфуцианстве (5 век до н.э., Конфуций)

Вслед за Лао-цзы Конфуций говорит, что основной жизненной целью человека является познание дао-пути, который имеет несколько значений, постигая который в течении всей жизни можно достичь разный уровень ментального совершенства. В отличии от даосизма, оно является более политизированный учением. Основная часть философских рассуждений Конфуция посвящена искусству правления государством и выстраивание отношений с подданными. Именно Конфуция можно считать основателем патриархальной концепцией основания государства.

Политическое учение Конфуция носит глубокий морально-нравственный характер. Все наставления по правлению государства, которые адресованы правителю, лишены практичности, целесообразности. И призваны воспитать как правителе, так и в подданных одно – добродетель. Это ключевое понятия конфуцианства выступает главным принципом всего государства.

Конфуцианство отличалось не критичностью власти.

На общем фоне древнекитайской философии более яркой политико-правовой сущностью отличался моизм (Мо-цзы) – 5 век до н.э.. им были выдвинуты некоторые реформистские идеи, не характерные для того общества (частичная критика действующей власти, идея справедливости, отстаивание интересов простого народа).

В отличии от и=Индии, которой было совершенно чуждо понятие права, в Др.Китае идея права в европейском понимании все же существовала. Она была сформулирована школой легистов (законники) – 4 век до н.э., Шан Ян. Легисты критикуя конфуцианство предлагали довериться репрессивному закону, организующему жизнь людей нежели чем ждать пока люди сами достигнут совершенства. И все же не смотря на все усилия легистов идея права не внедрялась ( до сих пор) в народном сознании.