Распад СССР

К середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик с населением 270 млн. человек – представителей более ста наций и народностей.

Одним из самых опасных симптомов сепаратизма, определивших невысокий результат преобразований, стало возрастание социальной напряженности в республиках СССР. К началу 90-х годов в СССР появилось сразу несколько «горячих» точек, где велись военные действия – Нагорный Карабах, Фергана, Новый Узень (Казахстан). Массовые митинги против русификации и за национальное самоопределение прошли в Алма-Ате, Тбилиси, в республиках Прибалтики, Украине, Молдавии и Белоруссии.

В 1988 – 1990 годах в союзных республиках поднялось национальное движение и сформировались партии, выступавшие за выход из СССР. Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к власти. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Латвия, Литва, Азербайджанская ССР и другие. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик. 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.

Победа или почти победа демократических сил привела в 1991 году к распаду Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского Договора. К тому же победа демократии в странах воодушевила демократов СССР, все еще продолжавших сражаться с партийно-государственным аппаратом. Большинство союзных республик заявило о своем суверенитете. Конец Советского Союза наступил.

Все события, которые произошли в России за 80 лет со дня революции, показывают нам, как много пришлось сделать ошибок и как дорого пришлось за них платить. Революция, к которой стремился вождь пролетариата В.И.Ленин, так и не смогла укрепиться не только во всем мире, но даже в нескольких станах Советского Союза.

Советский Союз пал из-за фатальной слабости, заложенной в нем В.И. Лениным в самом начале. В марксистской теории всегда существовал разрыв между научным анализом буржуазного общества и пророческим предвидением социалистического будущего. Ленин разрешил это противоречие при помощи «партии», которая должна была превратить ошибочные пророчества в реальность посредством решительных политических акций. Когда естественное развитие общества не соответствовало программе (а это было почти всегда), партия использовала физическое насилие и веру, чтобы привести первое в соответствие со вторым. Таким образом, партия не только руководила обществом, но, в конечном счете, вытеснила его и сама встала на его место, приступив к созданию нового общества по своему образу и подобию.

Во времена быстрой индустриализации и Отечественной войны еще было какое-то оправдание этому тотальному принуждению, формирующему и контролирующему все социальные процессы. Но во времена более мирного и тонкого развития партия превращалась в злого духа, стоящего на пути экономического и интеллектуального развития, сковывающего энергию общества и, в конечном счете, постепенно подрывающего Советский Союз как сверхдержаву.

Именно в такой момент к власти пришел М.С. Горбачев. Он знал, что следует решительно ограничить власть партийно-государственного аппарата. Выполняя эту первостепенную задачу, М.С. Горбачев обратился к Ленину образца 1921 – 1924 годов, тому Ленину, на котором уже не лежала ответственность военного времени, да и прямой политической власти он тоже не имел. Тогда он смог осознать систему, которую сам и создал. Он знал: что-то было сделано неправильно, но точного диагноза поставить не мог – он сам даже ухудшил положение, повысив властные полномочия Центрального Комитета. Тем не менее, последние ленинские работы изобилуют предупреждениями об опасности бюрократизма, коммунистического чванства, шовинизма и навязчивой идеи решать все проблемы при помощи администрирования.

М.С. Горбачев в результате развалил Советский Союз. После того как гласность достигла той точки, за которой начинается свобода слова, неформальным политическим движениям было позволено консолидироваться, а законодательные собрания были реформированы таким образом, что неформалы оказались способны влиять на их деятельность. М.С. Горбачев высвободил силы, которые оказались гораздо мощнее, чем он думал.

Он также отпустил на волю этнические процессы, которые долго воспалялись под гнетом национальной политики советского правительства. Россия издавна было национальным котлом. Так, патриарх всея Руси Никон и идеолог старообрядчества Аввакум были чистокровными мордвинами. Многие татарские князья стали прародителями знаменитых дворянских фамилий: например Юсуповы. Герой Отечественной войны П. Багратион называл себя русским грузином. Многие современные историки, писатели, художники, политики иногда увлекаются ролью старшего брата, выпячивая роль русских, которые на самом деле принадлежат другим.

Художник И. Глазунов на одной из своих картин изобразил русича князя Игоря (герой «Слова о полку Игореве») и его противника – половца. Игорь белокур и голубоглаз, половец смуглый, темноволосый, с раскосыми глазами. Прав ли художник? Князь Игорь не мог быть белокурым и голубоглазым, поскольку его мать и бабушка были половчанками чистых кровей, следовательно князь был на три четверти не русичем.

И когда на сцену явились подлинные социальные и политические силы, которые не зависели от партии, аппарат оказался неповоротливым и неспособным к действенному сопротивлению. Так не осталось ничего, что сдерживало бы распад Союза.

Нации и классы советского общества оказались куда более способными заниматься реальной политикой, чем это казалось со стороны. Столкнувшись с ними, коммунистическая партия, которая скрепляла всю эту систему, оказалась хрупкой, склонной к расколам и лишенной каких-либо конструктивных идей. В ее девяностолетней истории практически отсутствовал опыт, который мог бы пригодиться в политической борьбе с движениями, пользующимися настоящей народной поддержкой.

Столкнувшись с такими вопиющими противоречиями, М.С. Горбачев начал колебаться и попытался сочетать совершенно несовместимые политические линии.

В ходе этой роковой стычки распался Советский Союз. КПСС не могла стать обычной политической партией, а потому продолжала подавлять любые гражданские инициативы и предпринимательство. Когда ее не стало, у многочисленных земель и народов, которые она объединяла, не осталось ничего общего, кроме разве исторической привычки, от которой они рады были избавиться.

Настоящей стала трагедия русского народа, рассеянного по пространствам империи, которую он завоевал и которой управлял больше четырехсот лет. Двадцать пять миллионов русских оказались чужими на территориях, которые они привыкли считать своей родиной. Русские столкнулись с враждебностью, дискриминацией, иногда даже с насилием со стороны своих соседей, только что обретших свободу. Может быть, наступит день, когда Российская Федерация станет национальным русским государством, где этот народ создаст свободную политическую жизнь для себя, никого не угнетая. Поиски приемлемого выхода из этого положения и строительство подлинно российского государства будут не последней по важности проблемой, оставшейся в наследство от СССР. Попытка путча в августе 1991 года была во многом заговором М.С. Горбачева против самого М.С. Горбачева: одна половина его двойственной политики совершила покушение на другую.

В июне 1990 года была принята Декларация о суверенитете Российской Федерации. В июне 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Доля России от СССР: территория 75% (17 млн км); население 53% (149 млн); промышленный потенциал – 70%; военное производство – 80%.

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.

В октябре 1990 года во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союз­ного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суве­ренитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 года проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 года на съезде украинского Руха была провозглашена «борьба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», при­нял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике со­хранялась политическая напряженность. В феврале 1991 года на референдуме в Литве большая часть населения проголосовала за «независимую и демократическую республику».

Взрыв националистических проявлений, усиление сепаратистских тенденций обусловили необходимость заключения нового Союзного договора, который предусматривал бы федеративное устройство, создающее всем входящим в Союз республикам одинаковые условия.

В ноябре 1990 года республикам был предложен новый вариант Союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалис­тических Республик обсуждался Союз Советских Суверенных Рес­публик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглаше­ния между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга независимо от центра; между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

IY съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 года) высказался за сохранение СССР и преобразование его в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение российского и союзного руководства сыграли свою роль в начале подготовки нового договора. В апреле – мае 1991 года в Ново-Огареве (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: некоторые участники совещания в Ново-Огареве настаивали на кон­федеративных принципах, другие на федеративных. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопро­сов, как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик, оставались нерешенными. Неясным оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами. Неясным оста­вался статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусто­ронние договоры, а Украина воздерживалась от подписания согла­шения, вплоть до принятия своей Конституции.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Этот проект был поддержан девятью республиками, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик Прибалтики.

С целью выявления мнения народных масс 17 марта 1991 года был проведен «всенародный» референдум по проблеме сохранения Союза ССР. В нем приняли участие 9 республик (не участвовали Грузия, Армения, Молдавия, Эстония, Литва, Латвия). Свыше ¾ принявших участие в голосовании (больше половины взрослого населения страны) высказались за сохранение Советского Союза. Но референдум привел к расколу общества.

После этого был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права рес­публик. В апреле 1991 года союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подпи­сали документы, в которых декларировались положения нового Со­юзного договора.

Однако его подписание было сорвано путчем 19 – 21 августа 1991 года.

Его начало было положено созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который заявил о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура.

ГКЧП фактически отстраняет М.С. Горбачева от выполнения президентских функций, блокируя его в южной резиденции Форос.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

После неудачной попытки государственного переворота 19 августа 1991 года начался распад государственного аппарата: Съезд народных депутатов СССР был распущен, вместо кабинета министров появился практически безвластный межреспубликанский экономический комитет, большинство союзных министерств ликвидировалось.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре 1991 года добились от СССР признания их независимости.

Государственный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновре­менно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР.

Стре­мясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадает­ся. В начале декабря 1991 года Украина объявила о своей независимости (после референдума).

8 декабря 1991 года главы республик России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук), Белоруссии (С.С. Шушкевич) в Минске заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, о том, что «Советский Союз более не существует» и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – Беловежское соглашение, открытое для всех государств бывшего Союза.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии). СНГ стало объединять 11 независимых государств. По форме государственного устройства СНГ не являлось даже конфедерацией, поскольку все властные полномочия получили республики, а центру достались лишь консультативные функции.

М.С. Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Последним аккордом в драматических событиях 1991 года стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией – Россией (Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»). Наступил принципиально новый этап в развитии российской государственности.