Византия и первые славянские государства

Летописец Нестор, по-видимому, правильно считал, что славяне[3] первоначально жили в Центральной и Восточной Европе, примерно между реками Эльба и Днепр, и в первых веках нашей эры проникли в бассейн Дуная и на Балканский полуостров, где образовали свои поселения. Античные и германские авторы I-IV вв. называли славян антами, венедами и другими именами. Римский историк Тацит (I век н.э.) подробно описал венедов - одно из наиболее многочисленных славянских племён, подчеркнув, что они в своих обычаях многое восприняли от сарматов. Позже римские и византийские хронисты, ошибочно называя всех славян «скифами», описывали их военные походы в составе готских (германских) союзов племён, доходивших до самого Рима.

По свидетельству готского христианского историка Иордана (VI в.), славянские племена антов и росоманов, с переменным успехом, воевали с готами, создавшими своё государство. Нашествие гуннов в конце IV в. несколько замедлило развитие государственности славянских племён.

В VI-VII веках, в результате «великого переселения народов, произошло выделение трёх ветвей славянских племён - западной, южной и восточной. К западной ветви принадлежали склавины (поляки), прусы, чехи и другие племена, осевшие в центральной Европе. К южной - болгары, сербы, хорваты, словенцы и другие, расселившиеся в нижнем течении р.Дунай и на Балканах. В группу восточных славян входили племенные союзы полян, древлян, словен, дулебов, вятичей и многие другие, освоившие земли вдоль великого пути «из варяг в греки» - от берегов Балтики до днепровских порогов.

Византия в VI в. была огромным государ­ством, в состав которого входили земли Балканского полуострова, Малой Азии, зна­чительной части Италии, Северной Африки и побережье Чёрного моря. После падения Рима (в конце V в.) она укрепляла свои рубежи, совершен­ствовала военную мощь и стремилась усилить своё влияние в изменяющемся мире. При императоре Юстиниане на Дунае и в Причерноморье строились крепости, от­дельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян. Истори­ческая роль славян состояла в том, что они, заселив часть византийских владе­ний, содействовали происходившему в Византии процессу феода­лизации. Южные и восточные славяне, восприняв православие и высокую политическую и правовую культуру византийцев (сохраняя в то же время свою самобытность) стали её носителями и продолжателями.

На основании данных археологических и письменных источников ученым удалось достаточно полно восстановить картину жизни восточных славян.

Хозяйственно-бытовой уклад. Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Во второй половине I-го тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Возделывали рожь, ячмень, овес, лен и другие культуры.

Ремесло отделилось от земледелия в YI – YIII вв. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Наши далекие предки были прекрасными мастерами. Только из стали и железа они производили свыше 150 видов различных изделий. Промыслы (охота, рыболовство, бортничество и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати – Днепру (путь «из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славяно-русов были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозили дорогие ткани, украшения, пряности, предметы роскоши.

Господство семейной общинной собственности преобладало. Возросшая производительность различных отраслей экономики позволила вести самостоятельное хозяйство более мелким группам славян. В силу этого родовая община, в которой все принадлежало роду, распалась на более мелкие, семейные. Но и в ней земельные угодья, скот, орудия труда, строения и т.д. принадлежали всей семье, а не только их главам.