Основные черты античных государства и права

Боспорское царство

Крупным рабовладельче­ским государством в Северном Причерно­морье было Боспорское царство с центром в Пантикапее - Боспоре (ныне Керчь). Оно воз­никло в V в. до н. э. и просуществовало до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Боспорское царство занимало территорию Керченского и Таман­ского полуостровов, простиралось до нижнего течения р. Дон. Восто­чная часть царства была густо заселена местными племенами, верхушка которых сливалась с греческим населением.

В III в. до н.э. греческим населением Боспорского царства управляли «архонты Боспора и Феодосии», обладавшие наследственной властью. По отношению к местным племенам, которых греки называли скифами, правители Боспора выступали как цари. Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами.

В конце II в. до н. э. (107 г. до н.э.) здесь произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии), восстание было подавлено. Сведения об этом событии сохрани­лись на остатках триумфальной статуи иофанту, усмири­телю восстания и избавителю Херсонеса от скифов. Восстание Савмака – первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В I в. до н. э. Причерноморье захватили римляне, включив Боспорское царство и большинство городов в состав Римской империи. Однако их положение суще­ственно не изменилось. Рим­ляне рассматривали эти территории лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипло­матических сношениях с необъятным «варвар­ским» миром, который в это время всё больше тревожил границы приходившего в упадок великого римского государства.

С образованием Византийской империи (IV в.) многие города-государства Северного Причерноморья входили в её состав или находились в зависимости от неё. Поэтому их общественное и политическое развитие проходило под непосредственным влиянием византийской общей и правовой культуры, но особенно - православной христианской религии и церкви.

К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IY-Y вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.

 

Государство в античном мире. Как вы уже знаете из курса истории государства и права зарубежных стран, история цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Ее новая, более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I тысячелетия н.э.

Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III – II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (YIII – YII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее и римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.

Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.

Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов (например, в Древней Греции их было несколько сотен). Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая замкнутость полиса при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, то есть от общегреческой и международной торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего – греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру и цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные формы республиканского правления – аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидации монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к утверждению полисной системы организации государства.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности, Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

Право в государствах античного мира.Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества, сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаическую эпоху правовых обычаев. Вам известен пример такой кодификации – Законы Драконта, принятие в Афинах в конце YII в. до н.э.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах у граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого, однако, не могли пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права». Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском праве.

Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно их величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить.

Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. Римское право в том виде, в котором оно приобрело мировое значение (это, прежде всего, частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.

Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, с нее берет начало и специальное правовое образовании.