Документирование СМК
Подход к разработке и внедрению СМК
Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней, включающих:
a) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
b) разработка политики и целей организации в области качества;
c) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
d) установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
e) разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
f) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
g) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранение их причин;
h) разработка и применение процесса для постоянного улучшения СМК.
Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся СМК.
Первоначальная цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной СМК. Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:
§ достижению соответствия требованиям потребителей и улучшению качества;
§ обеспечению соответствующей подготовки кадров;
§ повторяемости и прослеживаемости;
§ обеспечению объективных свидетельств;
§ оцениванию эффективности и постоянной пригодности СМК.
Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность.
Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от степени документированности другой в зависимости:
а) от размера организации и вида деятельности;
б) от сложности и взаимодействия процессов;
в) от компетентности персонала;
Документация может быть в любой форме и на носителе.
Рисунок 10. Структура документации СМК в организации