Вопрос 3.
Закон информированности- упорядоченности –чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем лучшие условия она имеет для успешного функционирования.
В теории организации по отношению к информации есть два понятия: данные и управленческая информация. Данные –результат мыслительной деятельности. Управленческая информация – часть данных, которая несет в себе новизну и полезность для принятия управленческого решения. Управленческая информация имеет определенные характеристики (табл. 4.4.).
Таблица 4.4.Характеристики управленческой информации
Характеристика информации | Содержание характеристики | Уровни |
1. Объем информации | Количество информации | 1.Максимальный 2.Минимальный 3.Субминимальный (привести примеры практического использования) |
2. Насыщенность информации | Соотношение между полезной и фоновой информацией | 1. Высокий (80-100% полезной информации) 2.Нормативный (50-80% полезной информации) 3. Низкий (менее 50% полезной информации) (привести примеры практического использования) |
3. Открытость информации | Характеризует степень широты пользователей данной информацией | 1.Открытая 2.Конфиденциальная 3.Закрытая ( привести примеры практического использования) |
4. Ценность информации | Характеризует информацию как товар | 1. Нулевой 2. Средний 3. Высокий 4. Сверхвысокий(привести примеры практического использования) |
5. Достоверность | Процент реальных сведений к общему объему информации | 1. Абсолютный (100% информации достоверно) 2.Доверительный (более 80%) 3.Негативный (менее 80%) (привести примеры практического использования) |
Рассмотренные характеристики информации влияют друг на друга; корректировка одной из них влияет и на другие. В зависимости от параметров среды обработки информации различают следующие тенденции изменения характеристик информации:
1. повышение уровня профессиональной подготовки руководителя допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) увеличение насыщенности и ценности информации;
2.увеличение сложности процесса управления требует: а) увеличения достоверности и объема информации; б) увеличения насыщенности и ценности информации;
3.увеличение времени на разработку управленческого решения допускает: а) снижение объема и достоверности информации; б) снижение насыщенности и ценности;
4.увеличение уровня использования технических средств и информационных технологий допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) повышение насыщенности и ценности.
В конечном счете информация, используемая руководителем, должна иметь средний и высокий уровень ценности, средний уровень насыщенности, абсолютный уровень достоверности, субминимальный объем, быть открытой.
Закон единства анализа и синтеза –любая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.
Проиллюстрировать в виде схемы действие закона единства анализа и синтеза.
Анализ (разделение) организации как системы может иметь три варианта:
1. выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства (привести практические примеры);
2. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства (привести практические примеры);
3. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств (привести практические примеры);
Синтез – как процесс проводится, как правило, в два этапа:
1.моделирование нового целого (либо мысленное; либо документальное; либо с помощью компьютерных прикладных программ);
2.натурная реализация.
Закон гармонии (композиции и пропорциональности) –любая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности, или заданном подчинении (пропорциональности). Реализация данного закона осуществляется на основе соблюдения принципов полноты, координации, планирования (привести примеры)
Общие выводы по законам:
1.все законы организации объективны;
2.они могут друг друга дополнять, развивать, противоречить;
3.руководитель должен знать законы организации и принципы их действия;
4.на основании миссии и целей организации руководитель должен выбрать главенствующий закон;
5.действие других законов следует подчинить главенствующему закону.