Организация землеустройства.

Содержание и итоги землеустройства.

Организация землеустройства.

ЛЕКЦИЯ 10 СТОЛЫПИНСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Аграрный кризис, малоземелье крестьян, вызванные реформой 1861 г., а также их обнищание определили новый поворот в земельной политике самодержавия. Правительство перешло от традиционной политики охраны общины к ее разрушению путем насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, ликвидации практически всех ограничений размеров крестьянских землевладений, продажи удельных и казенных земель в единоличное владение крупным хозяйствам зажиточных крестьян.

В январе 1902 г. Николаем II было утверждено Положение об особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Задачей особого совещания являлась подготовка предложений по аграрной реформе.

Особое совещание возглавил С. Ю. Витте. Начало земельной реформе положил Именной Высочайший указ, данный Сенату 4 марта 1906 г., содержащий следующие положения:

а) об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия;

б) об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий;

в) об упразднении комитета по земельным делам.

Комитет состоял из представителей всех заинтересованных организаций, что позволяло ему оперативно, на государственном уровне решать вопросы, связанные с земельной реформой.

С 1906 г. термин "землеустройство" в России стал прочно входить во все сферы общественной деятельности (политику, образование, науку, экономику).

Для развития товарного крестьянского хозяйства правительство П. А. Столыпина в 1906-1911 гг. организовало землеустроительные мероприятия по устранению внутриселенной чересполосицы, образованию хуторов и отрубов, в которых хотело найти опору, так как революция 1905 г. показала, что общинное крестьянство больше не поддерживает режим.

Основным документом Столыпинской реформы, направленным на ликвидацию общинной формы землепользования и насаждение хуторско-отрубной системы, стал Именной Высочайший указ Николая II, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Согласно ему, крестьянин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам он предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки.

Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную собственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю. Это право было закреплено Законом от 15 ноября 1906 г., который разрешил землевладельцам сдавать свои наделы под залог Крестьянскому банку.

Законом от 14 июня 1910 г. были приняты дополнительные меры по разложению общины и. образованию хуторов. Независимо от желания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела земель, считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался, в том числе незаконно присоединенные. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, требовало передела всей общинной земли.

Раздел земли на хутора и отруба допускался даже при условии, если этого требовала только пятая часть домохозяев. По Закону каждый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать.

В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в осуществлении аграрных преобразований, Председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: "Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение".

Проведение земельной реформы требовало квалифицированных кадров. К ее началу в России было только 600 дипломированных межевых инженеров, которые не могли решить всех вопросов землеустройства.