Россия в первой четверти ХVIII в. Реформы Петра I.

ЛЕКЦИЯ № 7. Россия в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I.

В XVII в. Россия вступила на путь постепенной европеиза­ции. Этот процесс был связан с начавшейся модерни­зацией, т.е. разрушением основ традиционного общества и фор­мированием индустриальной цивилизации. Для того чтобы на равных существовать рядом с европейскими державами, России необходимо было со­здать современные экономические, военно-политические струк­туры. Преобразования конца XVII - начала XVIII вв. были предоп­ределены ходом предыдущего развития страны.

Россия оставалась архаичной аграрной страной, промышленный сектор был крайне незначителен. Крымские походы 1687 и 1689 гг., а позже Азовские походы 1695 и 1696 гг. показали военное отставание России. У государ­ства отсутствовал парусный военный флот. Без боеспособной ар­мии и флота было невозможно решить проблему выхода к Бал­тийскому и Черному морям, а без этого российская экономика не могла занять подобающее место в экономических отношениях. Устарела система управления государством.

Петр не имел плана преобразований, программы реформ. Он использовал господствовавшие в Европе идеи «регулярного» государства. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других.

Для исполнения монаршей воли требовался мощный аппа­рат управления. Петр кардинально перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думе пришел Сенат. В 1711 г. Петр учредил Правительствующий Сенат с весьма широкими правами: он контролировал право­судие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия.

Громоздкая и запутанная приказная система была заменена 12 коллегиями (1718 г.). Коллегии строились по отраслевому принципу: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия занималась разработкой законов и контролировала деятельность судов.

С созданием кол­легий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе. Эффективность новых принципов управления должна была обеспечиваться системой жесткого контроля, который держал чиновничество в страхе. Для надзора за деятельностью админи­страции при Сенате учреждалась должность обер-фискала с се­тью подчиненных ему фискалов. Эти тайные агенты должны были направлять доносы на чиновников, фискалы освобождались от податей, ответственности за лож­ную информацию. Репрессивный аппарат государства пополнился новым учреж­дением - полицией. Политическим сыском ведал специальный Преображенский приказ, преобразованный в Тайную канцелярию.

В 1708-1710 гг. проведена была губернская реформа, реор­ганизовавшая территориально-административную систему стра­ны. Россия стала делиться на 8 губерний. Губернии состояли из про­винций. Во главе губернии стоял губернатор, ведавший сбором налогов, судами, набором рекру­тов. В 1719 г. была проведена вторая областная реформа: создавалось промежуточное звено – провинция. Таким образом, местные органы были единообразны по всей стране, подчинялись центральному ведомству.

Формирование абсолютистского политического режима не могло быть окончательным, пока под полный контроль госу­дарства не была поставлена церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр запретил выбо­ры его преемника, что создало основу для ликвидации патриар­шества как такового. В 1722 г. была создана Духовная кол­легия - Синод. Во главе Святейшего Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Церковь, по существу, стала госу­дарственным учреждением.

Поражения в ходе Северной войны обусловили переход к но­вой системе комплектования армии. На смену стрелецким пол­кам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия. Она формировалась из крестьян и посадских людей на основе рек­рутской повинности (1705 г.). Это способ набора в армию, при котором податные сословия обязаны поставлять определенное число сол­дат на основе разверстки между городами и деревнями. Каждые 20 дворов давали одного солдата. Дворяне были обязаны начи­нать военную карьеру солдатами в гвардейских полках, где за­тем получали офицерские звания. Срок службы был пожизненным. В 1716 г. был принят «Устав воинский», определивший основы устрой­ства армии и обязанности военнослужащих.

Централизация системы управления сопровождалась и из­менением правового статуса монарха. Власть монарха имела абсолютный характер, т.е. воля монарха являлась источ­ником законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. В 1721 г. Петр получает титул императора. В 1722 г. был принят «Указ о престолонаследии», утверждавший новый прин­цип передачи власти, при котором государь мог сам назначать себе преемника.

Экономические преобразования конца XVII - начала XVIII в. диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Поэтому акцент делался на развитии отраслей промышленности, обеспечивающих армию и флот. Государство проводит политику протекционизма, поощ­рения отечественного производителя.

Создается новый металлургический район на Урале. Широко развернулись добы­ча и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Пе­тербурге, Воронеже, Таврово, Архангельске и др. вырастают вер­фи. Армия и флот требовали большого количества сукна, тканей для парусов. Поэтому строятся Хамовный (полот­няный), Кожевенный, Суконный, портупейный, пуговичные, хлопчатобумажные и другие предприятия легкой промышлен­ности. Это были казенные мануфактуры.

В 1719 г. государство объявило Берг-привилегию: все рос­сийские подданные получили право на разработку недр и строи­тельство заводов. В частные руки стали передаваться предприя­тия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. При Петре рабочие на мануфактурах стали практически полностью подневоль­ными. Рекрутская повинность, ужесточение сыска беглых значительно сужали и без того небольшой рынок вольнона­емной рабочей силы. Поэтому специальным указом 1721 г. владельцам предприятий было разрешено покупать крепос­тных к заводам. Такие крестьяне именовались посессион­ными. Существовала также категория приписных крестьян, которые работали на казенных пред­приятиях, неся своего рода государственную повинность.

Государство проводило протекционистскую политику и в от­ношении торговли. Производство и сбыт многих товаров объявлялись казенной монополией и отдавались на откуп куп­цам. В основу внешне­торговой политики была положена популярная в то время тео­рия меркантилизма, согласно которой для роста государствен­ного богатства экспорт должен превышать импорт. Для этого устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары и низкие - на экспортные (Таможенный тариф 1724 г.) Помимо традиционных товаров (лес, кожа, лен) стали вывозить железо и полотно. Главным портом России стал Петербург.

Несмотря на успехи в развитии промышленности, основные богатства страны по-прежнему создавались в аграрном секторе. Сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем - за счет земель, вовлекавших­ся в севооборот. Новшества в аграрном производстве внедрялись приказным путем. Так, Петр повелел применять литовскую косу и грабли. Вво­дились новые культуры: картофель, табак, виноград, лекар­ственные растения. Началось разведение новых породистых овец-мериносов, появились первые конные заводы, поставлявшие ска­кунов в армию.

Произошли серьезные изменения в налоговой политике. В 1718-1724 г. была проведена перепись населения. Подворное обложение было заменено подушной податью. Подать бралась с мужского населения независимо от возраста.

В Петровскую эпоху происходят изменения в положении со­словий: Указом 1714 г. о единонаследии закреплено окончательное слияние поместий и вотчин. Обязанностью дво­рян была пожизненная государственная служба. Городское население делилось на «регулярных» и «нерегулярных». «Регулярные» включали в себя две гильдии. Знатные куп­цы, городские доктора, аптекари, живописцы, золотых и серебряных дел мастера и т. д. относились к первой гиль­дии. Вторую составляли мелкие торговцы, ремесленники. К обязанностям относились уп­лата подушной подати и рекрутская повинность (кроме куп­цов). Мастеров-ремесленников указом 1722 г. организовы­вали в цехи. Крестьяне делились на государственных, монастырских, дворцовых (принадлежали царской семье), посессионных. Такая категория, как холопы, при введении подушной подати была приравнена к помещичьим крестьянам.

Создание новой структуры управления сопровождалось скла­дыванием нового порядка прохождения государственной службы. В 1722 г. была издана Табель о рангах, по которой вся госу­дарственная служба была разделена на три вида: военная, государственная и придворная. Продвижение по службе зависело лишь от про­фессиональных качеств чиновника, а не от его происхождения.