Средства композиции объектов ландшафтной архитектуры
Цвет и светотень.Цвет -световой фон чего-либо, окраска, лучшая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике, ландшафтном искусстве.
Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обусловленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.
Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель.
Единство и соподчиненность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соподчиненность - на равных основаниях подчиненное чему-либо общему.
Масштабность и пропорциональность. Масштабность- мерило, относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее действительной величине. Пропорциональность- зависимость между двумя величинами - прямая или обратная.
Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от средины или центра, Гармони, соразмерность расположения точек, объектов, элементов относительно плоскости или прямой. Асимметрия - нарушение симметрии.
Равновесие- состояние спокойствия, покоя, уравновешенности, отсутствие значительных отклонений в ощущениях.
Контраст - резко выраженная противоположность.
Нюанс - оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тонкое различие в чем-либо.
В процессе проектирования композиционного и пейзажного разнообразия на территории рекреационного объекта или лесопарка вполне приемлемым инструментом может стать разработанная Кищук А.Л. схема композиций пейзажей, состоящая из 17 графических изображений, где с 1 по 8 относятся к простым статичным картинам, а с 9 по 17 - к динамичным:
1 - горизонтальные пространственные планы;
2 - горизонтальные пространственные планы и центральные плоскости (объемы);
3 - горизонтальные пространственные планы и ритм контрастных плоскостей;
4 - горизонтальные пространственные планы и плоскость кулисы;
5 - горизонтальные пространственные планы и 2 плоскости кулис;
6 - горизонтальные пространственные планы и вертикальная линия (дерево, акцент);
7 - горизонтальные пространственные планы и 2 кулисы из вертикальных линий;
8 - горизонтальные пространственные планы и вертикальные линии;
9 - пространственные планы диагонального направления;
10- пространство треугольного хода в глубину к точке схода в центре картины;
11- пространство треугольных ходов в глубину к точке схода в центре картины;
12- пространство треугольного хода в глубину к точке схода, находящейся у края картины;
13- пространство треугольных ходов в глубину, точка схода которых находится у края картины;
14- пространство хода в глубину дугообразного направления;
15- пространство хода в глубину дугообразного и треугольного направлений;
16- пространство ходов в глубину дугообразного направления;
17- пространство нескольких ходов в глубину дугообразного и треугольного направлений.
Изображения схем, разработанных А.А. Кищук приведена в учебнике «Ландшафтное искусство», 1988 г., авторы И.О. Боговая, Л.М. Фурсова.
Контрольные вопросы
1. Что называется композицией? Дайте характеристику трех форм элементов композиции.
2. Назовите природные и искусственные элементы композиции и их характеристику.
3. В чем заключается объемно-пространственная организация территории?
4. Каково соотношение типов пространственной структуры объектов в разных регионах России?
5. В чем состоит сущность разработки генплана?
6. Назовите простые и сложные схемы планировочного решения территории.
7. Что может использоваться в качестве композиционных центров и планировочных элементов при разработке генплана объекта?
8. Каким принципам подчиняется разработка проекта дорожно-тропиночной сети?
9. Каковы требования к степени благоустройства территорий в зависимости от функциональной зоны?
10.Каково процентное соотношение площадей основных элементов в композиционно-планировочном решении объекта?
11.Цель генплана.
12.Принципы и методы реконструкции леса в лесопарк.
13.Как подразделяются открытые пространства?
14.Роль опушек в композиции полян.
15.Назовите средства композиции и дайте их характеристику.
16.Как характеризуются схемы пейзажного разнообразия