Средства композиции объектов ландшафтной архитектуры

Цвет и светотень.Цвет -световой фон чего-либо, окраска, лучшая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике, ландшафтном искусстве.

Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обусловлен­ных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.

Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность со­ответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полез­ный. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель.

Единство и соподчиненность. Единство - общность, полное сход­ство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соподчиненность - на равных основаниях подчиненное чему-либо общему.

Масштабность и пропорциональность. Масштабность- мерило, относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее действительной величине. Пропорциональность- зависимость между дву­мя величинами - прямая или обратная.

Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропорцио­нальность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от средины или центра, Гармони, соразмерность расположения точек, объектов, элементов относительно плоскости или прямой. Асимметрия - нарушение симметрии.

Равновесие- состояние спокойствия, покоя, уравновешенности, от­сутствие значительных отклонений в ощущениях.

Контраст - резко выраженная противоположность.

Нюанс - оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тонкое различие в чем-либо.

В процессе проектирования композиционного и пейзажного разно­образия на территории рекреационного объекта или лесопарка вполне при­емлемым инструментом может стать разработанная Кищук А.Л. схема ком­позиций пейзажей, состоящая из 17 графических изображений, где с 1 по 8 относятся к простым статичным картинам, а с 9 по 17 - к динамичным:

1 - горизонтальные пространственные планы;

2 - горизонтальные пространственные планы и центральные плоско­сти (объемы);

3 - горизонтальные пространственные планы и ритм контрастных плоскостей;

4 - горизонтальные пространственные планы и плоскость кулисы;

5 - горизонтальные пространственные планы и 2 плоскости кулис;

6 - горизонтальные пространственные планы и вертикальная линия (дерево, акцент);

7 - горизонтальные пространственные планы и 2 кулисы из верти­кальных линий;

8 - горизонтальные пространственные планы и вертикальные линии;

9 - пространственные планы диагонального направления;

10- пространство треугольного хода в глубину к точке схода в цен­тре картины;

11- пространство треугольных ходов в глубину к точке схода в цен­тре картины;

12- пространство треугольного хода в глубину к точке схода, нахо­дящейся у края картины;

13- пространство треугольных ходов в глубину, точка схода кото­рых находится у края картины;

14- пространство хода в глубину дугообразного направления;

15- пространство хода в глубину дугообразного и треугольного на­правлений;

16- пространство ходов в глубину дугообразного направления;

17- пространство нескольких ходов в глубину дугообразного и тре­угольного направлений.

Изображения схем, разработанных А.А. Кищук приведена в учебни­ке «Ландшафтное искусство», 1988 г., авторы И.О. Боговая, Л.М. Фурсова.

Контрольные вопросы

1. Что называется композицией? Дайте характеристику трех форм элементов композиции.

2. Назовите природные и искусственные элементы композиции и их характеристику.

3. В чем заключается объемно-пространственная организация терри­тории?

4. Каково соотношение типов пространственной структуры объектов в разных регионах России?

5. В чем состоит сущность разработки генплана?

6. Назовите простые и сложные схемы планировочного решения тер­ритории.

7. Что может использоваться в качестве композиционных центров и планировочных элементов при разработке генплана объекта?

8. Каким принципам подчиняется разработка проекта дорожно-тропиночной сети?

9. Каковы требования к степени благоустройства территорий в зави­симости от функциональной зоны?

10.Каково процентное соотношение площадей основных элементов в композиционно-планировочном решении объекта?

11.Цель генплана.

12.Принципы и методы реконструкции леса в лесопарк.

13.Как подразделяются открытые пространства?

14.Роль опушек в композиции полян.

15.Назовите средства композиции и дайте их характеристику.

16.Как характеризуются схемы пейзажного разнообразия