Государственные информационные ресурсы, правовая информация

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. Классификация и характеристика основных структур

 

 

Государственные информационные ресурсы — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

- федеральные ресурсы;

- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

- информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

- государственного управления;

- обеспечения прав и безопасности граждан;

- поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать «информационными», поскольку одной из их главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят:

- Министерство культуры РФ;

- Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат);

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

- Министерство природных ресурсов РФ;

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Служба специальной связи и информации (Спецсвязь России) Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО РФ), созданная в 2003 г. на базе Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти.

Среди основных функций Спецсвязи России:

- сбор, хранение, обработка первичных данных и документов социально-экономического и общественно-политического характера, в том числе изучение общественного мнения;

- участие в формировании государственных информационных ресурсов, в том числе баз данных нормативных правовых актов;

- проведение мониторинга социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации путем обработки накопленной в Спецсвязи России информации, предоставляемой государственными органами и иными источниками, а также получаемой в результате обработки материалов средств массовой информации и проведения социологических опросов;

- техническое обслуживание и программное сопровождение телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

- участие в создании, обеспечении и развитии системы электронного документооборота государственных органов с использованием удостоверяющих центров;

- др. функции.

Государственные информационные ресурсы могут быть разде

лены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

- библиотечная сеть Российской Федерации;

- архивный фонд Российской Федерации;

- государственная система статистики;

- государственная система научно-технической информации.

Еще на начальном этапе перехода к рынку в России стали бурно развиваться информационные ресурсы в области права. Источником информационных ресурсов в области права являются в основном государственные учреждения. Широкий круг пользователей предъявляет к средствам информационного обеспечения в области права следующие основные требования:

- максимальная полнота представления материалов по интересующему пользователя вопросу;

- постоянное обновление информационных ресурсов по мере выхода новых правовых актов;

- возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;

- удобство доступа и работы с правовой информацией.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.).

В 1996-1997 г.г. было начато практическое формирование организационно-технологической основы Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде (далее – ГСРПА). К работам по правовой информатизации во взаимодействии со структурными подразделениями ФАПСИ были подключены органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации. В составе региональных информационно-аналитических центров центров правительственной связи в субъектах Российской Федерации были созданы небольшие подразделения правовой информатизации (группы, отделения), которые начали скоординированно решать задачи правовой информатизации в регионах страны.

Создание в мае 2000 года в стране федеральных округов привело к образованию Управлений ФАПСИ в федеральных округах, призванных организовывать решение всего комплекса основных задач федеральных органов правительственной связи и информации на уровне федеральных округов.

Создание управлений ФАПСИ в федеральных округах привело к завершению формирования трёхуровневой организационно-технологической структуры ГСРПА, которая действует и в настоящее время с учетом внесенных изменений в систему государственного управления в области безопасности Российской Федерации.

На первом уровне функционирует центральный узел правовой информации (ЦУПИ), созданный на базе "НТЦ "Система", в котором обеспечивается ведение интегрированного (эталонного) банка правовой информации, включающего, в том числе, банки правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение интегрированного (эталонного) банка правовой информации (по вопросам систематизации законодательства) обеспечивается при активном участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации тексты правовых актов федеральных органов государственной власти, распространяемые в машиночитаемом виде по системам телекоммуникаций ФСО России, являются официальными.

Второй уровень составляют органы специальной связи и информации в субъектах Российской Федерации (управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах и центры специальной связи и информации ФСО России), силами которых обеспечиваются эксплуатация ИПС и предоставление к ним доступа пользователям - органам государственной власти и другим государственным организациям в субъектах Российской Федерации.

Одновременно в этих органах организована работа по созданию и ведению банков правовых актов субъектов Российской Федерации, их передача в ЦУПИ для обработки, единой систематизации и включения в состав интегрированного (эталонного) банка правовой информации.

На третьем уровне находятся абоненты ГСРПА - пользователи ИПС, государственные органы, которые, в свою очередь, обеспечивают передачу в ФСО России принимаемых ими правовых актов, а также иные государственные организации.

Информационную компоненту ГСРПА составляют:

- ИПС ФСО России «Эталонный банк данных правовой информации «Законодательство России»;

- ИПС «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде».

ИПС «Законодательство России» как электронное периодическое издание «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России» прошла государственную регистрацию в Минпечати России и содержит:

- правовые акты федеральных органов государственной власти (официальные тексты);

- правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России;

- правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- правовые акты органов местного самоуправления.

ИПС «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде» также прошла государственную регистрацию и имеет в своем составе следующие электронные издания:

- Собрание законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде (официальное издание), с 1994 г. по н.в.;

- Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 – 1994 гг.;

- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992-1993 гг.;

- Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1993 – 1996 гг.;

- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (официальное издание), с 1996 г. по н.в.;

- Бюллетень международных договоров, с 1993 г. по н.в.;

- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, с 1995 г. по н.в.;

- Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с 1997 г. по н.в.;

- Сборник нормативных правовых актов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, с 1996 г. по н.в.

В настоящее время также существуют центры правовой информации – пункты свободного бесплатного доступа граждан к правовой информации в электронном виде.

На территории Российской Федерации они получили название «публичные центры правовой информации» (ПЦПИ), в государствах СНГ и государствах дальнего зарубежья – «центры публичного доступа к правовой информации Российской Федерации».

Создание центров правовой информации осуществляется ФСО РФ и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и ФГУП «Почта России» в рамках реализации программы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек.

По состоянию на начало 2010 года, информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») были установлены и поддерживались в более 4000 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны (по данным официального сайта ГСРПА). Необходимо особо подчеркнуть, что здесь речь идет исключительно об официальных установках, подтвержденных подписанием многостороннего акта установки, получением регистрационного номера в ФСО России и последующим поддержанием актуальности используемого информационно-правового фонда.

Помимо государственных структур, обеспечение потребителей правовой информацией осуществляет большое количество организаций, работающих на коммерческой основе. На долю этих организаций приходится основной объем поставки справочных правовых систем на рынке правовой информации.

Наиболее крупными компаниями, обеспечивающими поставку потребителям СПС, являются ООО «Консультант Плюс», НПП «ГАРАНТ-Сервис», ЦКР «Кодекс». Также на рынке СПС активно работают такие фирмы, как INTRALEX, ЗАО «Референт-Сервис», издательство «Дело и Право», «Информационные системы и технологии», компания «1С» и ряд других.