Типология радио. История, становление, развитие.

Типология радио существенно измени­лась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В Рос­сии пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ee пределами.

Внедрение высоких информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования качества вешания, для экспериментов в области создания новых программ и яркого звукового дизайна. Полностью перешли на цифровое вещание не только крупные коммерческие станции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Однако здесь возникает серьезный раз­рыв между оснащенными новейшей технологией станциями и ка­налами, работающими на старом аналоговом оборудовании.

Во всем мире новостной формат становится все более попу­лярным. Мировой опыт показывает — эпоха музыкального веша­ния заканчивается, поскольку слушатель fm пресыщен. Радионо­вости станут максимально востребованными. Действительно, в последнее время расширяется сфера инфор­мационного вещания. В государственном секторе ломимо традици­онного «Маяка» успешно работает «Маяк-24». На информацион­ном поле коммерческого сектора также есть новые игроки. Прежде всего, это «Русское радио-2», позиционирующее себя как информационно-разговорную станцию (переход на этот фор­мат будет осуществляться постепенно) и претендующее на конку­ренцию с признанным лидером информационного вещания стан­цией Эхо Москвы», Другой пример — это переформатирование радиостанции «Тройка» в информационное радио. Известно, что формат «news-talk» окупается долго (не менее трех лет), и позво­лить себе такие серьезные проекты могут лишь крупные холдинги, такие как РМГ. Причины таких серьезных новаций кроются в де­фиците и однообразии информации на телевидении и в преобла­дании развлекательных новостей (infotaintment) в коммерческом радиоэфире (за исключением «Эха Москвы»).

Серьезной, четко артикулированной и подчас опасной тен­денцией стало переформатирование радиостанций. Так случилось с интересным экспериментом известного радиожурналиста С. Корзуна на радиостанции «Новости on-line», которая задумывалась как своеобразное дайджест-радио. Основой вещания являлись мо­дули для создания любого типа программ — от чисто музыкальной до чисто информационной. В будущем формирование программы могло проводиться самим потребителем, например, для индиви­дуального мобильного телефона. Кстати, на Западе такого рода станции уже существуют. Однако в марте 2003 г. этот один из самых уникальных проектов в отечественном информационном вещании
был закрыт по финансовым соображениям. «Новости on-line» были
переформатированы сначала в музыкально-разговорную станцию,
которая сначала называлась «Радио on-line», а затем «Диско». Ка­нал «Спорт-FM» постоянно меняет концепцию. «РДВ — Радио для взрослых» претерпело многократное переформатирование: скачала в музыкальную станцию «Тройка», а сейчас — в информацион­ный канал. «Открытое радио», имевшее небольшой, но достаточно ста­бильный рейтинг, превратилось в радио «Попса». Очевидно, что в большинстве случаев ставка делается на гораздо менее затратные, чем информационные, музыкальные станции, во-первых, а во-вторых, владельцы станций рассчитывают все на того же массового потребителя и рекламодателя.

Система отечественного радиовещания, сложившаяся за пос­ледние годы, не остается неподвижной. Российский рынок актив­но меняется. Сегодня в Москве радио слушают 75% населения, это на 15% больше, чем в 1994 г. Причем увеличение аудитории идет за счет эфирного радиовещания. Доля проводного вещания сокра­тилась в столице и в целом по стране вдвое. Рост аудитории связан и с ростом числа автомобилей. Радио слушают с помощью пере­носного приемника почти 35% аудитории, стационарного — 24%, в автомобиле — 23%, трехпрограммной радиоточкой пользуется 21%, Сформировался традиционный прайм-тайм: 7.00—10.00, 12.00-16.30,18-00—19.30. Мужчины сегодня слушают от 2 до 5 стан­ций в течение дня, женщины, как правило, 2 станции. Монито­ринг, проводившийся компанией ROMIR-monitoring среди более чем 1500 респондентов от 18 лет и старше в 76 городских и сельских населенных пунктах, показал, что предпочтения радиослушателей выглядят следующим образом: музыкальные передачи и програм­мы — 31%, новости — 18%. Спорт — 12%, политика внутренняя и внешняя — 11%, экономика России — 9%, радиоспектакли — 8%.

В 1997-2003 гг. многие московские станции и FM-станцни дру­гих городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. Это «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Бал­тика», канал «Мелодия», радиостанция «Голос России» (инове­щание). Вещание в Интернете — важное явление, ибо компью­тер — рабочее место современного специалиста, и радиостанции, вещающие в глобальной сети, не просто расширяют свою аудито­рию, но и дают радиослушателю возможность получать необходи­мую оперативную информацию в течение рабочего дня. В начале 2000 г. радио через Интернет слушали уже 63% пользователей муль­тимедийных компьютеров.

Итак, развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в си­стеме СМИ страны. Ведь исторически радио было и остается глав­ным источником информации, особенно в регионах России. Поэто­му оно выполняет важнейшую интегративную функцию. Социоло­гические исследования показывают, что 94,8% жителей областных центров России слушают радио. Примем 77% опрошенных удов­летворены работой радиовещания, Радио слушают дома, в автомо­биле, на дачном участке, в офисе. Большинство (33,7%) опрошен­ных радиослушателей слушают УКВ-РМ-диапазон, 25,3% предпо­читают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России.

Если вслушаться и вдуматься в передачи радио, можно понять, что свобода СМИ в большей степени реализуется в радиовещании. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, эфирный спектр, который может быть использован под вещание радиостанций, при всей своей ограниченности компетенцией МСЭ и национальных пра­вительств, достаточно широк. Это и FM, и средние волны, и УКВ. Они рассчитаны на разные аудитории и регионы. Во-вторых, стоимость радиооборудования по сравнению с телевидением или газетой отно­сительно невелика. В-третьих, штаты требуются небольшие, они мо­гут ограничиваться даже одним человеком: в Чикаго знаменитый аме­риканский писатель и публицист Стаде Теркел один управляется с радиостанцией. Вместе с тем при относительно небольших затратах радио может быть достаточно эффективным и даже окупаться: для него открываются самые разнообразные ниши от общенациональных до городских и поселковых.

Радио отличается особенностями, которые позволяют ему актив­но действовать в разных условиях и на разных направлениях. Музыка делает его идеальным средством развлечения, а звучащее слово опре­деляет содержательность текста. Выразительное средство радио — это слово, насыщенное содержанием. Оно и является инструментом ра­диожурналиста. Это самое словесное, самое вербальное средство мас­совой информации, поэтому радио обладает огромным образователь­ным, воспитательным потенциалом, стимулируя мысль и помогая думать. Наконец, радио является самым доходчивым средством мас­совой информации. Оно воспринимается на слух, и в этом отношении меньше всего препятствий, кроме глухоты, к его восприятию.

Очень важно и нужно, конечно, найти новые подходы, идеи и начать вешание на новой основе, учитывая особую роль радио в со­временном мире. Дело в том, что познание эпохи может идти как бы через два главных органа общения с миром: через глаза — чтение через уши — слушание. И две эти культуры получения информации сложились очень рано — в период, когда появились первые сформи­ровавшиеся школы ее распространения. Две демократии рабовладель­ческого мира, Рим и Афины, представляли эти направления: Рим — «школу глаза», где вывешивали деревянные таблички с новостями — прообраз современных газет; Греция — «школу уха», в которой все проблемы обсуждались на собраниях граждан, а главным было ора­торское искусство. И вот «культура уха», существующая уже несколь­ко тысячелетий, получила новое развитие, новый стимул в радиове­щании. А современные технологии позволяют существенно расши­рить диапазон доступа радио к слушателям. Это делает его особенно эффективным и важным средством массовой информации.

Массовая коммуникация, как мы уже отмечали, сегодня наиболее представлена радиове­щанием, которое получило новые стимулы благодаря развитию спут­никовой связи и Интернета, став сегодня практически вездесущим. С помощью Интернета можно слушать радио в самых разных и дале­ких странах, а развитие спутниковой связи и цифрового формата ве­щания позволяет очень эффективно создавать радиостанции в самых разных уголках мира. Сегодня сигнал к слушателям доставляется через космос, часто даже, когда речь идет о местном вещании. В Подмоско­вье есть радиостанции, которые передают сигнал через спутник связи. И это очень важное, интересное завоевание информационной аудио-культуры.

К началу нового тысячелетия политические, экономические, со­циальные, иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, появлению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направле­ний вешания, форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество. Наряду с го­сударственным радиовещанием стремительно развиваются коммерче­ские, частные и другие станции. Их создание вызвало качественно новую ситуацию в радиоэфире. Становление в кратчайшие историче­ские сроки (6—8 лет) негосударственного радио означало конец госу­дарственной монополии на радиовещание и формирование рынка элек­тронных масс-медиа.

Прежде всего, следует проанализировать состояние государствен­ного радиовещания, претерпевшего за последние годы серьезную эво­люцию. Ее основные этапы — создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всерос­сийскую государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вешанием по «первой кнопке» проводного веща­нии, на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ. В феврале 2004 г, ГТРК Культура» подучила FM-частоту. В стране появился полноценный радиоканал, полностью посвященный культурной тематике. Такие радиостанции есть во всех развитых странах. Отрадно, что и отечественное радиовещание приближается к этим образцам. На канале, конечно, будут общеполитические к экономические новости. «... Остальные новости будут посвящены анонсированию культурных событий, в программах канала будет много музыкальных передач, — рассказывает генеральный директор канала С. В. Давыдов. — Форматная музыка радиостанции — популярная клас­сическая музыка, джаз, этническая музыка. Наконец в эфире будут звучать спектакли радиотеатра, литературные чтения, ток-шоу с об­суждением острых проблем в культурном процессе, лучшие образцы просветительских, образовательных и художественных программ».