II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (М.Хайдеггер, Ж.Сартр, А.Камю, К.Ясперс и др.) признают главной ценностью личности свободу воли. Свобода воли – это абсолютная свобода, не обусловленная никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. (А что же такое пьянство, наркомания? Как это вписывается в общество?)

 

Представители ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ концепции считают волей свободную энергию человеческих поступков (психосексуальную энергию полового влечения). К.Лоренц видит источник энергии воли в изначальной агрессивности человека. Если агрессивность не реализуется в дозволенных формах активности, то она может стать опасной.

А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм связывают появление воли у человека с социальными факторами. Для Юнга – это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре общества. Для Адлера – стремление к власти и социальному господству. Для К.Хорни и Э.Фромма – стремление личности к самореализации в культуре.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТИЧЕСКАЯ теория воли (Мейман).

Сущность ее: Источник волевых действий – представления, которые являются необходимым элементом всех психических процессов, в том числе и воли и чувств. Воля связана с желание, она выражается в желаниях. Человек не может желать того, чего не представляет. Сознание человека наполнено разными представлениями разной степени сложности, Каждое представление борется за свое преимущество. Побеждают ясные и отчетливые представления, которые и дают начало волевым процессам. В данном случае представления играют роль мотива действия. Между представлением - мотивом и самим действием устанавливается ассоциативная связь. Воля развивается в результате многократного перехода мотива в действие.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ теория воли (Рибо).

Сущность ее: Единственной причиной воли считали чувства, стремления испытать или продлить удовольствие и избежать страдания. Действия человека вызываются эмоциями, переживаемыми им в данный момент. Если действия не сопровождаются чувствами, то они «холодные идеи».

 

ВОЛЮНТАРИСТИЧЕСКАЯ теория воли (Вундт, Джемс).

Сущность ее: В основе всего лежит воля. Представители данной теории утверждали самобытность и изначальную независимость воли от чувств и представлений. Считали, что чувства и представления сами возникают из воли.

 

III. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ. НАРУШЕНИЯ ВОЛИ.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и имеют материальную основу в виде нервных процессов.

В основе воли лежит суммарная деятельность коры больших полушарий и деятельность кинестезических клеток (двигательных). Произвольность действий зависит от импульсов, идущих от коры больших полушарий, а не от периферии. Импульсивные действия относятся к непроизвольным (в их основе лежат безусловные рефлексы). Произвольные действия связаны с постановкой цели (в их основе лежат условные рефлексы).

В физиологическую основу воли входит деятельность очага возбуждения. Ретикулярная формация (клетки, которые находятся в передней части мозга, в передней извилине называются гигантскими пирамидными клетками) является материальной основой произвольных движений и направляет поведение.

В основе воли лежит учение Анохина об опережающем отражении. Нервные процессы как бы опережают действия внешних событий. На основе опыта, знаний человек предвосхищает (предвидит) воздействие на нервную систему внешних раздражителей, в результате возникают ассоциации (связи), которые были в прошлом опыте человека и он может предвидеть результат и руководить своими движениями.

Деятельность коры больших полушарий также связана с деятельностью П сигнальной системы, Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства – влияет на формирование мотивов волевых действий.

При поражении лобных долей мозга может возникнуть заболевание – аппраксия, которое проявляется в нарушении произвольной регуляции движений и действий. Человек не может совершать волевой акт (не может довести дело до конца).

Абулия наблюдается при мозговой патологии, проявляется в болезненном безволии, отсутствии побуждения к деятельности, неспособности принять решение, произвести действие, хотя необходимость этого сознается.